среда, 8 сентября 2010 г.

Православные ценности г. Изюма

История маленького украинского городка областного значения у подножья горы Кременец Изюм, города с необычным и вкусным названием начинается с 60-х годов 17в. Свое существование он начал с русской сторожи «Изюмская сакма», т.е. с поселения кочевого славянского народа в виде сторожевого дозора на одной из главнейших дорог татарских нападений с последующим образованием крепости. Казаки не только охраняли край от набегов татар, но и принимали участие в боях и походах русской армии.

На меня он внешне не произвел никакого впечатления ст. зрения архитектуры: серенький, маленький, низенький, правда, с хорошей экологией и чистым воздухом. На меня он внешне не произвел никакого впечатления ст. зрения архитектуры: серенький, маленький, низенький, правда, с хорошей экологией и чистым воздухом. Утреннее багряное небо, с окрашенными перистыми облаками от желто-оранжевых до розово-фиолетовых оттенков над украинскими просторами при въезде в г. Изюм, было изумительно великолепно. Восходящее Солнце пронизывало ядовитым багрянцем ночную серость. Вторым великолепием стал Святовознесенский собор, который был возведен в 1819-1826г.г. за мостом через речку и расширен, как гласит надпись под куполом, в 1903г. несмотря на то, что он основан позже Преображенского, второго собора в городе (1684г), его бело - голубой образ в стиле классицизма более радует глаз.  Правда, близлежащая территория, на которой обустроился местный маленький рыночек, совсем не прибавляет положительного восприятия. Лучше смотреть вверх к главки собора, а не на нижнюю горизонтальную плоскость в его основании, хотя продавцы импровизированного рынка – люди улыбчивые и доброотзывчивые.
Чем меня взволновала Вознесенская церковь, как ее еще называют в других источниках литературы? Ну, конечно иконы. Таким количеством шедевров с большой историей не каждый более солидный храм может сравниться. Икона Пантелеимона, написанная на горе св. Афон в 1884г. сейчас мироточит. Икона св. Великомученица Варвара, написанная в св. граде Иерусалиме и освященная на гробе Господнем, была передана на Пески в г. Изюм Харьковской губернии. Икона Предтечи и Крестителя Господня внушительного размера также написана в древности. Четвертой уникальной иконой можно назвать ик. Николая Чудотворца, которая также мироточит. Испытываешь волнующее состояние, стоя перед такими православными ценностями. В наследие этой церкви попала и Песчанская Богоматерь, которую обнаружил святитель в 1754г, объезжая епархию. Икону стояла в углу старой церкви в качестве перегородки, за которой хранили уголь для кадила. Посрамленные служители, пытались оправдаться перед святителем, объясняя нехваткой места для большого количества старых икон, имеющихся в церкви. Разум негодовал, когда батюшка сделал краткий экскурс в историю. Оказывается, православные реликвии афонских монахов, появились в данных местах (г.г. Изюм, Святогорск, Дивногорье) со времен гонения монахов со св. горы Афон, когда началось преследование греками язычников. Их иконы уничтожались. Спасая свои ценности, монахи со святой земли направились в сторону Кавказа в поисках своего нового пристанища. Окрестности Северского Донца стали крайней границей их нового обустройства, которое положило начало православным традициям афонских монахов. К сожалению, в г. Изюме сейчас можно увидеть лишь остатки разрушенного их монастыря, но иконы сохранены Святовознесенской церковью.
Посетив эту церковь, я не могла оставить без внимания изюмскую купальню с уникальным целебным источником согласно полученной информации. Рядом с купальной уже не одну сотню лет бьёт святой источник, причем не замерзающий даже зимой. Температура воды всегда примерно 11° Внешний вид купальни представляет собой очень красивый пейзажный комплекс: круглая постройка, увенчанная главкой с крестом, являющимся архитектурным элементом церквей; которая окружена прудом с тыльной стороны купальни, куда стекает вода из источника.
Но омовение святой водой в купальне было для меня не привычно. Это не мини бассейн для погружения с головой, как например, в адыгейской пустыни, а скорей церемониальное омовение, как мне представляется. Обязательным условие является облачение в рубашку, майку (для женщин, а мужчины остаются в трусах.). Траектория, совершаемых с молитвой кругов под трубой с льющейся водой в направлении иконы Богоматери, проделывается определенное количество раз привычным способом передвижения годовалых младенцев.
В такой церемонии заключен определенный смысл православия. Могу сказать из собственного опыта, что никто не заболел и ощущения своеобразные. Также произвели неизгладимое впечатление иконы Святовознесенского собора, только жалко, что раньше не уделялось должного внимания их сохранности, поэтому краска на этих ценностях где-то вздулась, где-то обсыпалась. Может поэтому они замироточили, спасая себя для наших потомков.

0 коммент.:

Отправить комментарий

Twitter Delicious Facebook Digg Stumbleupon Favorites More