суббота, 23 июня 2012 г.

Казачество Нижнего Дона ч.1


   Говоря о природных красотах Нижнего Дона Ростовской области, нельзя не вспомнить историю народонаселения прошлых веков, т.к. это оставило свой неизгладимый отпечаток на населенных пунктах. 






Низовье Дона неразрывно связано с историей казачества. Лишь с 1802 г. на Дону стали появляться Округа, а до этого Вольное казачество вольготно существовало  на Донской земле, подчиняясь только царю и распоряжаясь землей в количествах им потребных, т.е. без ограничения. 
С 1835г. казаки начали еще подчиняться и церковной епархии. С этих пор в казачьих станицах возводились  церкви. Свои церкви казаки любили по-особому. Грабили другие церкви и несли все в свои. О самобытности и ценностях их церквей я поделюсь в следующих постах в виде короткого экскурса по казачьим станицам.
Лишь с 1986году г.Ростов-на-Дону был присоединен к Войску Донскому. К этому историческому событию можно отнестись неоднозначно, но только к 20 веку казачество стало приближаться к России, а до 19в. они жили иной, отличной от россиян, своей общностью.  Россия же, заканчивалась тогда на Воронежской области.  

 Кстати, казаки отличались плохим характером и, если сейчас на Дону встретишь человека с явно выраженными характерными проявлениями, можно смело сказать, что он из потомственных казаков.
Теперь население казачьих станиц поменялось на 70%.  Тем не менее, совершив экскурс по современным, когда-то иконным казачьим станицам, можно ощутить остаточную их самобытность. Что я и сделала. Предлагаю и вам  совершить экскурс по казачьим станицам, которые по праву вошли в «Золотое кольцо Нижнего Дона»

Кстати, Дон в прошлом был центром старообрядчества, говоря о православной культуре. Например, ст. Маныческая была старообрядческой станицей. Сейчас, лишь блеск куполов ее древней церкви Параскевы Пятницы напоминает об этом. Коротко для справки, меня до сих пор поражает духовная стойкость старообрядцев. Они, не приняв поправки в духовных книгах в 1866г, остались верны прежним канонам, несмотря на жесткие репрессии к ним применяемые. Некоторые старообрядцы в знак протеста даже сжигали себя. Вот, что может сделать вера!Станица Богоявлинская также была на 100% старообрядческой.

  
   Какие красивые Донские просторы! Глаз не оторвать. Донскую степь нельзя сравнивать с настоящей степной зоной, т.к. эти вольные просторы покрыты зеленью и небольшими перелесками, не мешающими взору утопать в бесконечных просторах долин. 
К тому же степные речки имеют свой неповторимый пейзаж, как правило, один берег, которых холмистый местами, а другой, пологий безраздельно сливается в заливными лугами.

Именно этот холмистый берег Дона облюбовал в свое время вольнолюбивый бунтарь Степан Разин. Он часто посиживал на вот этом камне, глядя на воды Дона. Кстати, благодаря ему была заложена основа ст.Кундрючеснкой, о чем поведал нам представитель казачества,сопровождавший нас во время поездки.Теперь этот камень хранит память об этой исторической легендарной личности и местные казаки тоже, лишь укрепив его немного цементом,чтобы не скатили ненароком "любители" истории.

2 коммент.:

Дон - это что-то бесподобное! Какое-то ощущение вольной воли, чувство полета. Эти холмы, кручи, хутора, разноцветие. Удивительный край!

Спасибо,Мария.невозможно с Вами не согласиться.Это истинная правда.Там даже дышится по другому, не так, как в городе.

Отправить комментарий

Twitter Delicious Facebook Digg Stumbleupon Favorites More