четверг, 6 октября 2011 г.

Задонск, ч.2- Мужской монастырь


Официально он называется Богородицский мужской монастырь и основан в 17 в.(1630г.). Именно ему отводиться роль «созидателя» маленького городка Задонска, который насчитывает теперь около 10 тыс.жителей. Подробно указывать здесь исторические сведения не стану, все есть в Интернете, опишу лишь свои личные познания и ощущения.

Московские монахи-основатели со своей иконой Владимирской Божьей Матери искали и нашли уединенное пустынное место на берегу р.Дон (тогда это место входило в состав Орловской обл.).

К старцам потянулись люди. Так образовалось первое поселение на р. Теш (приток р.Дон). Город разрастался, учитывая ,что как раз здесь появилась дорога на Воронеж, и стал именоваться г.Задонском с 1779г.

Но без имени Тихона Воронежского, который переселился (1769-1783гг) сюда «на покой», возможно, это место так и осталось бы не замеченным на карте России. Он здесь сочинял трактаты о христианстве, приобретя славу «русского Златоуста». Сегодняшние монахи утверждают, что мощи Т.Воронежского покоятся в этом задонском монастыре (перевезены из г. Орла в 1991г.).

Настоятельница Акатовского женского монастыря в г.Воронеже утверждала обратное, что они у них. Эти все неточности я соотношу к ПИАРу. Надо как-то экономически выживать этим структурам. Чем больше отличительных черт будет в списке значимых вех в истории храмов, следовательно, привлекательнее будут эти места для паломников.

Монастырь для жителей оказался не только центром духовной жизни, но и экономической, культурной, словом, за помощью в любых жизненных вопросах народ шел к настоятелю монастыря и получал ее.

История жизни и славы Тихона Задонского также связана с Задонским мужским монастырем. Молодого Т.Задонского назначили после войны (других расстреляли) епископом этого монастыря. Он смог прослужить на этой должности только 5 лет. Сильно заболел и в силу неспособности своего психического состояния продолжать службу попросил снять его с должности.

В Задонском монастыре монахи считали его не умным, странным и смеялись над ним.

Кстати в новом храме монастыря во имя Т.Задонского росписи на стенах повествуют об этапах его жизни.

При строительстве нового храма в задонском мужском монастыре (по проекту К.Тона) раскопали могилку Т.Задонского и, по словам монаха-гида, он был не тлен, только доски сгнили, и ткань одежды была мокрая.


В день канонизации т.Задонского на праздник приехало 300 тыс.человек.

Сейчас в монастыре 3 новых храма, свои мастерские (швейные, свечичный цех, хлебопекарня, цех по разделки рыбы), пруды, пасеки, поля и сады. Благо, что вокруг много простора.

В том году всю территорию монастыря облагородили каменной плиткой.

Здесь живут около 600 человек из них 150 монахов из них 28 человек читают круглосуточно псалтырь.

Бросается в глаза большое количество монашек (матушек). Все они «православные дочери», воспитанницы настоятеля.

Сюда приходят, как сказала мне одна из монахинь, все кому жить негде, у кого горе. Люди находят кров и после больницы и вышедшие из заключения из близ находящейся тюрьмы. Всех одевают, кормят в монастыре, люди здесь работают, руки всякие нужны.

Служба в монастыре более длительная по времени,чем в храмах. Утренняя и веченяя собирает всех обитателей монастыря и прихожан. На территории бегают и играют много местных детей. Вот такая жизнь в монастыре.

Как он был житнецей городка, так и остается сейчас, тем более, что другие производства не могут прокормить жителей Задонска.

Творческие люди производят и реализуют многочисленным паломникам свои произведения в виде сувенирной продукции. Напротив монастыря открылась новая гостиница для паломников (600 руб./сутки). Туризм становиться главным источником дохода здешних мест.

Сейчас епархией усиленно «подается» на сайтах это место под брендом «русский Ерусалим», хотя никакого сходства я не нашла. Если уж соотносить какое-либо место в России с данным брендом, то уж с.Костомарово с пещерами и древним храмом основанными афонскими монахами на необитаемых холмах, по сходству напоминающие местность ерусалимской земли. Там даже есть своя г.Голгоффа.Но, понятное дело, приход надо увеличивать, от этого завист благополучие монастырей.

Пусть они живут и будут. Это особый мир, куда в определнные моменты жизни неплохо приходить в поисках ответов на жизненные вопросы. Сколько культурных ценностей было уничтожено властями в борьбе за влияние на народ, за управление массами? Жалко.

0 comments:

Отправить комментарий

Twitter Delicious Facebook Digg Stumbleupon Favorites More