четверг, 13 октября 2011 г.

Задонские женские монастыри и источник (ч.3)


В самом г.Задонске находиться мужской монастырь (в блоге: Задонск, ч.2) и Троицкая церковь (в блоге: Задонск, ч.1), несмотря на православную рекламу о 3-х монастырях. На самом деле есть еще 2 женских монастыря, но вблизи этого маленького городка.

История их такова. Когда Тихон Задонский ушел на покой из мужской задонской обители, он поселился в окрестностях, в 7 км. от Задонска. Там холмистая лесистая местность, а из-под одного холма вытекает родник. В 100 метрах от источника на другом холме построил себе Т. Задонский скит.

Кстати, источник в военное время старались уничтожить. Забрасывали его камнями и даже бетонировали, только он все равно пробивался.
Тихон сам сделал часовеньку над источником.

Теперь там и часовня и рядом две купальни: одна для людей, а другая для церковных служителей.
В этом источнике самая холодная вода (+4).
В 19в. Задонские монахи привезли в келью Тихона свою пасеку, а на месте его скита образовали 2-й мужской монастырь. Однако их раздолью положила конец 1-я мировая война. В 1920г. это место было разорено и закрыто на 70 лет.
Тут была и детская колония, и разведка, и псих-больница. От старого храма остался только фундамент.

По рассказам настоятельници теперешнего женского монастыря, возведенного на этом месте, липецкий архитектор Зарубин А.Д. увидел сон, что он строит на этом месте дворец. Приняв сон за провидение, Зарубин взялся с самоутверждением за эту работу, отказавшись от денег за строительство храма, кроме оплаты за бензин для своего стареньком «Москвича», на котором приезжал из Липецка на время работ.

Таким образом, в 2000г. появился на свет новый храм в Свято-Тихоновском женском монастыре. Храм действительно похож на дворец. Небольшая территория женского монастыря обнесена забором с башенками по углам. Одна из них является уцелевшей кельей затворника Тихона Задонского. В монастыре проживает около 100 монахинь.

Кто он, Тихон Задонский?
Его отец служил ямщиком при монастыре и маленький Тихон мечтал сделать такую «карьеру» когда вырастит. В бедной семье трудно было прокормить детей и мальчика взяли в храм. Тут Тихон понял, что монастырь – единственная возможность стать грамотным. В 14 лет он стал учиться и в монашестве увидел единственный способ своего роста и личностного развития. Начал уединяться для самосовершенствования. Кстати, он был очень тонко организованной натурой, все близко воспринимал к сердцу, переживал за всех людей.

Ему назначили очень большую по тому времени пенсию (500 руб) и Тихон поселился неподалеку на пустыне у родника (Тишенская слобода). Построил часовеньку, завел пасеку, огород. Молился, пел на клиросе и плакал. Так он прожил год в унынии и выздоровел, окреп физически и духовно.

Задонский все время стыдился, что зря имеет такие деньги. Раздавал их бедным, всех принимал, умерших местных сам хоронил. Постоянно посещал тюрьму в окрестности. Здесь занялся писательской деятельностью, «русский златоуст» писал о православии и вере.
(Келья Тихона Задонского)

Много это или мало, большой подвиг или нет? Не мне судить. Но его церковь канонизировала, как святого.

P.S. Странствуя определенное время с паломниками, я пришла к выводу, что в любой обители (монастыре) всегда появляется человек, полностью отрекающийся от мирской жизни, во имя служению Богу. Часто такие монахи обретают дар провидения, как сами служители монастырей их называют. Это достигается путем длительного отшельничества. Начало было положено афонскими монахами, которые надолго уединялись в пещерных храмах, питаясь только водой и хлебом. Беспрестанно молча молясь (они называли ее «умной молитвой»), обретали способность находить ответы на все вопросы. Этих старцев-провидцев по смерти канонизировали в святые, за помощь прихожанам в мирских делах. Сейчас это называется развитием интуиции, экстросенсорикой и пр. в этом духе, однако, православная церковь, обретение таких способностей "невоцерквенными" осуждает.  В восточных культурах такой дар тоже получают путем длительных медитаций и прочих направлений развития личности. Они тоже этому посвящают всю жизнь.
Кстати, в задонских монастырях не упоминали, что Тихон Задонский обладал даром провидения. Я поняла одно, в каждом монастыре есть (и должен быть) свой святой. Это, что-то вроде визитной карточки монастыря и брэнда для паломников и туристов, без которых монастыри не выживут финансово.


Второй Женский монастырь (Тюнинский) находится в 11 км от г. Задонска. Туда мы попали вечером. Темнело.Это "новодел", хотя и с архитектурной т.зрения выглядит очень симпатично. Строительные работы в разгаре.  Паркетный пол еще не потерял запаха лака. Внутри чистенько, но и "холодно", не намолено (как во всех вновьпостроенных).

На территории есть еще монашеский корпус.
Тут же за оградой купальня источника (аналогичная Тихоновскому, см выше). Только вода в нем самая теплая (+10).
Понимая,что не шедевр (снимок сделан уже в кромешной темноте.Территория еще не освешена), но решила выложить. Это так выглядел монастырь (сохранилась первая постройка). Вся жизнь и служба проходила в этом простом помещении.
Вот таковы святые места Задонска. Явно не Ерусалим и удивительно то, что на 10 тыс.жителей 3 монастыря. Может это единственный способ выжить провинциальному городку за счет туризма.

5 comments:

Спасибо за чудесный рассказ и фото.

Посещала женский монастырь и источник. Все увиденное произвело огромное впечатление. Рекомендую всем.

Как можно связаться с женскими моностырями?

Да,действительно впечатление огромное от источника и монастырей, особенно женского.Описать невозможно, надо побыть там всем обязательно... очень рекомендую.Мы ежегодно проездом и обязательно посещаем эти святые места.

Спасибо,Лариса. мне тоже при случае хотелось бы вновь попасть в Задонск,но только в женский на бывшей Тишенской слободе,где келья самого старца и атмосфера благостная.

Отправить комментарий

Twitter Delicious Facebook Digg Stumbleupon Favorites More