Добро пожаловать!

Блог о путешествиях и о моем творчестве.

Церковь

Путешествия по местам силы.

Степь

Путешествия по родному краю

Архитектура

Городские зарисовки

Надеюсь, Вам понравится мой блог.

Путешествуя познаешь новое, а познание - это развитие личности.

вторник, 31 августа 2010 г.

Канеловский храм

       Меня, как человека увлекающегося парапсихологией, всегда интересовали случаи, не находящие объяснения с точки зрения науки и нашего мирвозренческого видения мира опять же приобретенного в процессе формирования сознания в социуме. Когда одна знакомая рассказала мне про загадочную историю с иконой, хранящуюся в настоящее время в храме одной из станиц Краснодарского края, разве я могла не поехать туда, чтобы увидеть все своими глазами, а главное «пропустить» (иносказательно так лучше выразить потребность любого «поисковика» - человека увлеченного чем-то) через себя интересный случай.

И вот я с группой паломников отправилась в станицу Канеловскую вышеупомянутого края. Сворачивая с трассы на Краснодар, начинаются домики, домики; поля, поля и опять же чистенькие своеобразные по своей индивидуальности частные подворья. Как-то немного обособленно, возможно на ее окраине, открывается вид на бело-красный православный храм, сверкающий своей золотой главкой, багрянцем отливающей на ярком южном солнце. Крест на куполе словно пронзает густую синеву неба. Открытые ворота под полукруглой аркой из красного кирпича, над которой возвышается в качестве ее продолжения синий купол звонницы, под стать чистого без единого облачка неба. Кстати, эта форма входной башни -звонницы напомнило мне привычный образ средневековых строений Руси. Здание храма выполнено из белого кирпича с добавлением красного в качестве отделки при оформлении внешнего вида. Очень приятно смотрится строение, притягивает взгляд и побуждает сразу желание обойти храм со всех сторон, удостовериться, что он красив не только с фасада. Оказалось, что со сторону двора, который ухожен и имеет не только беседку со скамеечками для отдыха, детскую площадку с качелями, сад и огород, но еще и мозаичный лик Богородицы на всю высоту стены.
Внутреннее помещение храма компактное и уютное с красивым иконостасом и разными иконами, среди, которых иконы с историей. Мне он почему-то напомнил храм Лазаря в г. Пятигорске. Много икон, для которых не хватило места на стенах основного помещения в храме, размещены в цокольном этаже, так сказать в «малом» храме, который является одновременно и местом для трапезы. Кстати, нас паломников там покормили очень вкусно приготовленным обедом из трех блюд с бутербродами четырех видов.

Отдельно следует сказать о батюшке. Отцу Петру 79 лет по паспорту, а внешне – это статный седовласый человек, выглядящий моложе своего возраста. Возможно потому, что он носитель той исконно православной веры. Главное его кредо – оставаться с прихожанами даже после выполнения всех обязательных церемоний, относящихся в церковной службе. Он провел молебен, начиная с 6 часов утра, включая исповедь всех желающих, затем причащение, затем молебен за детей с водосвятие, но часть прихожан не спешили покидать храм. После четырех часов дня, когда загасили все свечи и лампады, батюшка приступил к индивидуальной беседе. Люди по одному присаживались к нему на лавочку в храме, желая получить ответы на свои волнующие вопросы по всем жизненным ситуациям. Короче говоря, отец Петр полтора часа выступал в качестве местного психолога. К слову, были такие прихожане, которым необходимо было узнать: «В какое учебное заведение лучше поступать моей дочери?», но он для каждого находил ответы, и я видела, какие довольные выходили люди из храма. Я, как психолог нашла в лице отца Петра своего коллегу.


Уже в конце дня он рассказал нам о чудесной иконе «Господь Вседержитель», появившейся в храме с 2005г. – главном артефакте, доказательно свидетельствующем о наличие чудес и в наше время. Дело было так. Одному человеку из соседнего поселка, участнику военных действий в Афганистане, страдавшему разными болезнями, к тому же любителю выпить «покрепче» явился во сне образ старца, облаченного в белые одежды, который сказал, куда надо пойти ему, выкопать из земли икону и принести ее в Канеловский храм отцу Петру. Жена мужчины решила, что ее муж «допился», но сон повторялся один к одному. В третий раз, явившийся образ старца во сне, предупредил его, что если он не выполнит этот указ, следует ожидать ему плохих последствий. Испуганный мужичок чуть свет подскочил и прибежал на окраину маленького своего поселения к тому месту, которое видел во сне. Копнув несколько раз, он действительно нашел там икону, и как она была вся в земле, доставил ее в указанный храм и там узнал в одной из икон старца из своего сна в образе Серафима Саровского.
Теперь эта икона лежит рядом с алтарем. Я ее видела. Образ Спасителя на иконе, конечно, пострадал: краски местами исчезли, где-то потускнели, но в целом лик и левая рука с соответствующим символом (только почему-то крест вместо общепринятого образа с книгой). По словам служителей храма, она начала проявляться.

Нас любезно повезли показать место, где ее нашли. Это небольшой холмик, у подножья которого растет ветвистая дикая яблонька. Теперь здесь стоит оградка, а на месте где покоилась икона, установлен крест с ликом «Вседержителя» на мраморной плите, укрепленной на кресте.
Любопытно, что когда я фотографировала данное место, то обнаружила странное совпадение: ели заметный в отдалении Канеловский храм находится на одной траектории с яблонькой, под которой нашли икону. На мой вопрос: «А не было ли здесь строения когда-либо, может об этом свидетельствует теперешний холмик?», сопровождающий из местных ответил: «Старожилы поговаривают, что приблизительно в этом районе, а возможно и на этом месте, некогда стояла часовенька».

- Надо же, как интересно, - подумала я, - храм в станице Каневской выстроен на одной прямой с бывшей деревенской часовней, поэтому иконе, оказавшейся погребенной при разрушении часовни, уготовано судьбой прямая дорога в новый храм. –

И еще любопытно, что тот мужчина, выкопавший икону, живет и здравствует, став «другим человеком», по выражению местных: «Прошли все его болячки, он перестал пить, выглядит прекрасно и работает в хозяйстве».

Вот такая случилась история воскрешения не только старой иконы, но и ее «спасителя» из местной деревни. Недаром сказал батюшка: «Пути Господни неисповедимы».

Послесловие:

Поздним возвращением домой закончился мой воскресный день. После непродолжительного сна в понедельник я вышла на работу. Крепкий утренний чай взбодрил меня, что позволило погрузиться в свои должностные обязанности. Не прошло и часа, как я почувствовала необычный запах. Можно приблизительно передать его словами, но он напоминал пряный запах роз. Странно! Никогда раньше он не витал в маленьком кабинете, пространство которого я делю с сотрудником. Нравиться мне или нет, но мой нос уже смирился с присутствием мужчины, следует учесть, что мой коллега имеет привычку время от времени выходит покурить.

Ассоциативно я сразу вспомнила, что такое благоухание имеет место в храмах, соборах, ведь это запах мира или еще какого-то благовонья (я в этом не очень разбираюсь).

- От меня не может он исходить, - понимаю я (принятие ванны и смена имиджа), но на всякий случай проверяю вещи носом: одежду, сумку.

- Наверно это все фокусы мозговой деятельности и восприятия: обостренная память ощущений после вчерашней поездки, - к такому выводу я прихожу окончательно после того, как волну этого запаха я почувствовала в третий раз. Отмахнувшись от мыслей в этом направлении, продолжаю работать. Здесь вошел мой сосед по кабинету, который был на совещании и, принюхиваясь, спросил: « А чем у нас пахнет?».

- Чем? – отвечаю я, делая вид, что не понимаю.

- Не знаю, - говорит он, - какими-то духами что ли или чем-то подобным. Раньше такого запаха в нашем кабинете не было. Наверно Вы надушились чем-то, да? –

Если бы не мой коллега в качестве свидетеля, этого бы послесловия не было, но теперь я не знаю, как объяснить появление запаха церковного благовонья. Жалко, но после обеда восстановился привычный для обоняния «букет» запахов в маленьком рабочем помещении.

пятница, 20 августа 2010 г.

«Путеводительница»


Психология жизни такова, что человек - целенаправленная личность, т.е. на протяжении всей его жизни желания человека порождают определенные предметы, к которым он стремится, т.е. то конкретное, которое он мечтает достичь. Любая цель является побудительной причиной, по-другому мотивом, к соответствующему действию. Если мотивация достаточно сильна, то человек начинает предпринимать все, чтобы добиться поставленной цели. Зачастую он наверняка не знает, какие действия позволят получить необходимое ему в самые короткие сроки.
Но случается и такое, когда человек сразу берется за несколько дел, потому что часто одно желание побуждает другое, и как расставить приоритеты, он не знает. Наступает период душевных мучений: «Что первично, что вторично?» или «Надо мне это или нет»?
В подобную ситуацию и я попала. С одной стороны, затруднение в определении с работой: стабильно-гарантированное место с надоевшими служебными обязанностями или начать поиск желаемой, творческой? С другой стороны, какое творческое направление предпочтительнее выбрать, если есть стремление к нескольким и имеются соответствующие наработки? Неоднократно терзаемая неразрешимыми мыслями в поисках ответов, я словно топталась на месте, понимая, что пока не определюсь, двигаться вперед в своем развитии не смогу. Забыв об интересах, безрадостно «тянула привычную лямку» «офис-вумен». Словно какая-то сила покинула меня, унося радость бытия. Что делать?
Оформила трудовой отпуск в надежде отдохнуть от накопившегося напряжения. Переделав много бытовых дел и потеряв контроль за датами календаря, в конце текущей недели я почувствовала нахлынувшее сильное желание выйти в понедельник на работу. Появилось навязчивое ощущение, словно я отгуляла положенный срок и надо выходить, а то не успею сделать работу до начала аудита. Сотрудники удивились, зачем я раньше времени пришла, этим способствуя моему прозрению. Оказалось, что я ошиблась со временем и вышла на работу раньше положенного срока. Подбодрив себя: «Ну что ж, раз так получилось, надо отработать, отгулы в будущем, не помешают.
Я активно приступила к выполнению своих обязанностей. Бегая из кабинета в кабинет между этажами, наткнулась на сотрудницу, которая искала желающего занять ей денег. В качестве оправдания своего поступка она предложила посмотреть товар, который ей предложили купить. Отказавшись, ссылаясь на занятость, я тут же поменяла свое решение, услышав, что речь шла об иконах. Кто-то продавал две иконы, и одну из них она покупала. Выбор сотрудницы меня оставил равнодушным, но когда развернули другую, непонравившуюся ей икону, мои руки невольно потянулись к ней. Сердце, как говориться, «екнуло», когда я ощутила легкое покалывание в пальцах и идущее тепло от иконы к руке. Человек, который продавал свои старые семейные иконы, собирая деньги на ремонт крыши своего дома, посмотрев на меня, сказал: «Что, зацепило?»
- Да, - ответила я, - если бы мне пришлось делать выбор, то я бы взяла себе именно эту, но в мои планы это не входит, к тому же у меня сейчас пустой кошелек. –
Поднимаясь на пятый этаж на свое рабочее место, я встречаю на лестничной площадке другую коллегу, которая интересуется, как мои дела.
- В голове дыра, - отвечаю я, шутя, - и в кошельке пусто, а тут случайно кто-то продает икону, которая мне понравилась. Мне она показалась оригинальной, т.е. икона - чья-то авторская работа, а судя по останкам сотлевшей от времени обрамляющей ее ткани, старинная. –
- Если понравилась, бери, - отвечает она, - я тебе дам денег. Когда сможешь, тогда вернешь долг. –
Позже узнала, что у меня был приоритет первого покупателя на оставшуюся икону, потому что чуть позже появились другие желающие ее приобрести, даже за большую цену.
Таким образом, завладев завернутым свертком с загадочной иконой, я принесла ее домой. Никто, в том числе и я не знали точного ее названия.
- Какая разница, Богоматерь – она и есть Богоматерь, как бы икона не называлась, - говорили «знатоки» такие же, как и я.
- Собственно никакой, главное она мне понравилась, но почему именно эта икона «пришла» ко мне? – думала я, раскручивая цепочку событий.
-Может не случайно раньше срока меня «потянуло» на работу? Не случайно я оказалась в нужное время в нужном месте? –
Вечером, «вытянув» информацию из Интернета, я узнала, что приобретенная икона именуется «Одигитрия», в переводе с греческого «Путеводительница», т.е. «указующая путь». Изначально «Одигитрия» была написана святым евангелистом и апостолом Лукой. Согласно преданию, однажды Богоматерь, явившись к двум слепым старцам, привела их в храм, и, поставив перед своей иконой, даровала им зрение. С тех пор икону начали именовать по-русски «Путеводительница». Именно в этой иконографии было написано первое изображение Девы Марии. К данному типу относятся почитаемые на Руси иконы: «Богоматерь Казанская» и «Богоматерь Смоленская».
После осознания цепочки этих последовательных событий, выстроившихся за день, на меня нахлынули перемежающие эмоции радости и шокирующего удивления, которые мешали заснуть. Теперь я не сомневалась, что моя «Путеводительница» поможет определиться с приоритетами моих желаний и сделать выбор, раз все ситуации сложились воедино, словно сама Вселенная помогла мне.

Цветы на лоджии








Порой и маленький мир,который можно обустроить в квартире на 7-м этаже бывает привлекателен и радует красками.

Феодосий Кавказский






Собор Покрова (г.Минеральные Воды)непосредственно связан с именем великого святого старца Феодосия Кавказского - покровителя Кавказа. Каждый год 8 августа к собору сьезжается большое число православных помомников, чтобы почтить память и прикоснуться к мощам святого, которые становятся доступными после «всеношной» службы с 7 - 8 августа.
Кто он? Почему количество обращающихся к нему мирян не уменьшается год от года?
Родом он из Пензенской области. Еще в детства родители обнаружили у мальчика повышенный интерес к православию. Иван, как его окрестили в миру, мечтал уехать в Оптинскую пустынь и пройти научения у Оптинский старцев. Когда юноше исполнилось 18 лет, родители поняли, что не могут далее сдерживать желания сына. Местом его прихода с принятием сана стал Минераловодский р-н Ставропольского края. Все оставшуюся жизнь Феодосий Кавказский посвятил беззаветному служению прихожанам, помогая им, наставляя, утешая и исцеляя. «Кто меня будет призывать, буду всегда рядом», - сказал он перед смертью. Феодосий Кавказский был погребен на кладбище, премыкающей к поселку Ленинский (около 3 км от г.Минеральные воды) в 1948г. , а 8 августа его канонизировали в лик святых посмертно. По сей день истории об исцелении, обращавшихся к нему за помощью, приводят к его могилке массу людей, как благодарных, так и страждущих помощи. Рассказывают, что очевидцев поражали чудеса и знамения, которые он являл. Можно было не озвучивать свои просьбу, потому что святой старец, словно читая мысли, упреждал вопросы обращающихся и никому не отказывал в помощи.
В 6 часов утра, мы приехали из собора на могилку Феодосия Кавказского. Золотой купол часовни, где находится могила старца, отливал желтым багрянцем восходящего солнца, а белые ее стены под куполом окрасились желто-оранжевыми оттенками. Красотища и покой - здесь встретились навеки. Хорошо, что мы приехали пораньше, потому что следом стали подтягиваться одна машина за другой с трудом находя свободное место поблизости для парковки. Замечательный пейзаж, рядом голая гора, освещенная лучами, какого неестественно красно-коричневого цвета как из нереальной действительности.

Собор Покрова в г.Минеральные воды






Собор Покрова Пресвятой Богородицы (г.Минеральные Воды) – красивый современный комплекс, возведенный (1992-1997 г.г.) из красного кирпича с золотыми куполами, поражающий воображение своим величием и одновременно простотой, правильными каноническими формами, продуманностью архитектурного стиля, включая ограждение с арочными воротами с восточной и западной стороны.
Роспись внутри храма выдержана в цельной академической манере. Образность и колористическое решение принадлежат группе московских художников во главе с Ярославом и Дарьей Рылло. Свое мастерство они совершенствовали во Франции. Сам Ярослав - художник в четвертом поколении, в роду его было три священника. Они же участвовали и в росписи храма Христа Спасителя в Москве.
К ценностям относиться икона Божией Матери Казанской и кадило, привезенное из Святой земли Иерусалима.
Колокола были заказаны в Москве на заводе имени Лихачева, где отливались колокола и для храма Христа Спасителя. Технология производства колокола очень сложна. Малейшие нарушения в линиях и пропорциях или же неправильный выбор профиля колокола ведут к искажению звука. Все восемь колоколов полного звукового ряда мажорного тона на Покровском соборе имеют очень чистое и красивое звучание. Изготовлены они из традиционного сплава колокольной бронзы с добавлением меди. Настраивал колокола главный звонарь России Коновалов Игорь Владимирович.
Еще не зная этой исторической справки, мне посчастливилось не раз услышать их перезвон. Когда мы приехали вечером, звон колоколов возвещал о начале вечерней праздничной службы. Возможно суетность, масса первых впечатлений отвлекли меня от настроя на восприятие. Но когда меня разбудил их мажорный перезвон в 3 часа утра, то я всем своим существом прочувствовала, как эти чистые слаженные замечательные звуки, исходящие из-под ярко освещенного золотого купола колокольни, устремленного в ночное небо, не только разгоняют темноту, делая его светлее, но словно все вокруг озаряется и становится чище. Так приятно, вот так бы слушал, растворяясь в звуках, которые и тело очищают от всего наносного, давлеющего.

четверг, 19 августа 2010 г.

Тьмутаракань (Дэжавю)

Часть 1


Все люди способны видеть сны, но не все могут их вспомнить. Интерес к научному изучению сновидений возник с новой силой вместе с концепцией Юнга в конце XIX начала XX в.в. Развитие направления «осознанное сновидение» произошло в середине XX века, в том числе со стороны психологов и физиологов. Шаманы многих народов используют сновидения или сноподобные состояния для предсказаний, общения с духами и т. п. Некоторые люди от природы умеют управлять сновидениями, как утверждает американский психофизиолог Стивен Лабержа.

Возможно, и я отношусь к числу таких людей, потому что не только вижу сны с ситуациями дежавю, но мне удается даже управлять ими. Однажды, после знакомства с религиозной философской доктриной о реинкарнации, я задалась целью «посмотреть» одну из своих прошлых жизней.

**

Старец-монах в черном одеянии живет в монастыре. Большую часть времени он проводит в молитвах, уединившись в келье, сидя в углублении широкой каменной стены с полукруглой аркой над головой. Черная накидка, спускающаяся с головы до самых пят, закрывает его худое тело. Вижу лишь седую белую бородку и бледное старческое лицо. Помимо длительных молчаливых молитв в одиночестве все остальное свободное время он занят работой по благоустройству монастыря. Этот монотонный рутинный труд сводится к однообразным действиям: монах с трудом толкает тачку на одном колесе перед собой, держа ее за две короткие ручки. Из глубины длинного мрачного узкого коридора он вывозит измельченный грунт: песок и камни. Ему тяжело, колесо тележки груженой песком и камнем постоянно натыкается на мелкую тырсовую породу на поверхности каменного пола. Скрывшись в просвете коридора и высыпав груз снаружи, он вновь и вновь возвращается в темный длинный проход за очередной партией мелкого щебня, а по обе стороны низкого каменного туннеля расположены глубокие кельи-ниши.

Во сне я мысленно спросила: «Как закончилась прошлая моя жизнь?» и вижу продолжение:

Из темного коридора монастыря выносят старца монахи на черной ткани. Хоронят его поблизости, но под открытым небом без гроба. Опускают в узкую неглубокую траншею, выдолбленную в каменистом грунте. Несколько монахов, обхватив со всех сторон каменную плиту, согнувшись под ее тяжестью, переступая мелкими шашками, подтаскивают и накрывают ей траншею с усопшим.

Появившийся серый непроглядный туман, быстро закрыл от меня картину происходящего, пряча фигуры монахов, стоявших вокруг могилы с опушенной головой, в черных одеяниях с головы до пят.

**

Проснувшись, я долго не могла забыть пережитые ощущения, будто все это происходило со мной здесь и сейчас, как – будто это мои ноги, а не ноги старца скользили по мелким камешкам известково-тырсового грунта, когда я напряженно толкала непослушную тачку. В тот момент я прекрасно понимала, что так надо, что это привычный образ жизни старца-монаха.

Шли годы, но этот сон - видение не терял остроту воспоминаний. Он словно «застрял» в подсознании, время от времени, будоража меня необъяснимыми вопросами: «Разве бывают такие монастыри, кельи темные и мрачные? Какой глупый труд, зачем монах бесконечно возил груженую тачку?».

Культовые строения всегда ассоциировали у меня с образом неких наземных построек, возведенных в определенном архитектурном стиле, поэтому пришедшая информация оставалась в моем сознании логически не законченной.

В определенные трудные периоды у меня периодически возникало необъяснимо желание сходить в церковь, но после посещения подобных мест всякий раз вновь явственно всплывал в памяти образ старика-монаха из сна.



Часть 2

Недаром бытует убеждение, один из вариантов трактовки которого, звучит следующим образом: «Когда ты чего-нибудь хочешь очень сильно, вся Вселенная помогает тебе достигнуть этого» (П.Коэльо).

Как-то само собой у меня сложились обстоятельства поехать на два дня в Свято-Михайло-Афонскую пустынь. Основной целью поездки была возможность впервые в жизни окунуться в святой источник им. св. Пантелеимона целителя у г. Фавор в Адыгеи. Ни для кого не секрет, что подобное мероприятие оказывает положительное воздействие на здоровье человека. Правда ранее я никак не решалась на подобные эксперименты, несмотря на предложения моих знакомых - адептов здорового образа жизни присоединиться к ним.

И вот после бессонной ночи в автобусе в четыре часа утра мы въехали на территорию монастыря и остановились у закрытой деревянной двери, видавшей непрошенных гостей, начиная с нашествия татаро-монгольского ига и заканчивая немецкими оккупантами, которые в августе 1942 г. держали в монастыре своих пленников.

Свято-Михайло-Афонская-Закубанская мужская общежительная пустынь расположена в предгорьях Кавказских гор на территории Адыгеи (64 км. от г. Майкопа). Монастырь занимает горное плато северных отрогов Большого Кавказского хребта на высоте 907м. над уровнем моря. С северной стороны он закрыт двумя горами: г.Острах (985 м.) и г.Физиабго (998 м.).

Мы вышли размять затекшие ноги после семичасового сидения и прийти в себя, т.к. подъезжая к монастырю, закладывало уши, как это всегда случается при подъеме в гору, вызывая легкий дискомфорт. Стоя у закрытых на ночь ворот монастыря, окруженные сумраком, мы погрузились в мир тишины, природной чистоты и свежести, мир бодрящего, необыкновенно легкого воздуха, заполненного благоуханием цветущих деревьев.

Гуляя, по идущей на подъем, дорожке вдоль слабо различимого в темноте каменного забора монастыря, мы уловили первые признаки жизни монахов. Сверху, из-под светящегося мозаичного купола храма выходил серый дымок благовонья с приятным запахом какого-то дерева, растворяясь в черном ночном небе.

- Посмотрите, какие здесь звезды! Я никогда не видела таких ярких и низких звезд, - сказала одна из туристов.

Действительно, звезды сверкали, как алмазы на иссиня-черном небе и казалось, если подтянуться, можно зацепить рукой ковш Большой Медведицы, свисающий прямо над головой.

Перезвон колоколов в шесть часов утра возвестил начало утренней службы и, следовательно, рождение нового дня. Присутствие в храме на литургии, слушая песнопение монахов, позволило испытать воздействие на организм силы звука во всей его окраске, порожденного человеческим голосом. Пение молитв одной тональности, исполняемое разными голосами, затрагивало всю эмоциональную сферу, и гармонично подобранные звуки, успокаивали разум, медитативно воздействуя на него. Мне казалось, что ушли не только все проблемы, но и исчезли нежелательные мысли. Даже еда в монастырской трапезной после службы показалась вполне приличной, несмотря на постный жидкий супчик, с редко-попадающими в ложку зернами пшена, и простую рисовую кашу, но все приправленное ароматно-острыми травками.

**

Монах Прокопий (в миру Леонов), написавший книгу об истории монастыря, проводя экскурсию по обители, рассказал, что ее история начинается задолго до 1878г. - года основания «Казачьей Лавры» иеромонахом Мартирием (о. Островным). Оказывается, еще римский император Диоклетиан (284-305г.г.) выслал из Фракии в страну абхазов и зихов семь братьев-мучеников за принадлежность к христианской диаспоре, которые умерли по пути. С тех пор Абхазия и аланские земли в верховьях Кубани и Лабы были местом ссылки многих христиан Римской империи, и именовалось оно Таматарху (Тмутаракань).

Под монастырским плато в средние века (9-10в.в.) был основан мужской византийский монастырь. Древние пещеры Михайловской пустыни уходили на глубину 50м., соединяясь галереями, с выходами на поверхность и имели протяженность около 3км. Под землей был греческий монастырь, подземные храмы, часовни, места проживания, мастерские, хранилища и очень древняя библиотека. На соседней с теперешней территорией Михайловской пустыни горе Острах, похожей на ступенчатую пирамиду с ровной плоской вершиной из известняка, располагался алтарь православной церкви 6 -8в.в.н.э.

Отец Мартирий (о.Островной), продав свою келью на святой горе Афон, и получив разрешение у Владыки Германа на основание мужского монастыря, учредил форпост российского православия на высотах седого Кавказа. Он возвел на поверхности плато храмовые и общежитейные строения, освоив 350га земли, и увеличил площади подземных обителей, сделав пещеры двухуровневыми, уходящими на 5-6 км вглубь, с галереями, в двенадцати направлениях в разные стороны. Уходу иноков под землю способствовал их наставник, практиковавший исихию, которая считалась православной церковью мистикой и не поощрялась. Тем не менее, о. Мартирий не только благословлял монахов на применение метода «умной молитвы», но и, будучи последователем духовных практик египетских монахов-отшельников, передавал им знания молчаливого общения с Богом. Пещеры способствовали достижению состояния внутреннего покоя, ведь девизом жизни монахов в борьбе со страстями было: «Спасаться в одиночку, а жить в общежитии».

**

Слушая архимандрита Прокопия, ведущего повествование об исторических временах, в моем мозгу явственно возник образ старца-монаха из сна, и одновременно с телесным ощущением прострации появились ответы на все вопросы, давно мучавшие меня со времени просмотра картины своей прошлой жизни: «Вот почему монастырь был в форме длинного мрачного коридора, а стены - вырублены из камня и эта тележка, ее назначение…».

Очень жалко, что события, начиная с 1917г., способствовали искусственному разрушению подземного монастыря, оставив нашим современникам только каких-то 200 метров подземных пещер, сотворенных руками монахов. Мои радостные предвкушения испытать на себе неведомые ощущения, оказавшись под сводами подземных келий, разрушил монах-гид, сказав: «Сейчас единственный оставшийся вход в подземелье, недоступен. Этой весной его засыпало селевым потоком. Там сейчас ведут работы военнослужащие из г. Майкопа по его расчистке. Но для нас это к лучшему, сам Бог не допустил буддистов, которые недавно облюбовали наше подземелье и собирались там проводить свои практики».

- Значит и мне не стоит сожалеть, что не попала в них, раз они для меня закрылись, - подумала я, вспомнив чье-то изречение: «Погружение в прошлое мешает дальнейшему развитию».

**

Витиеватая пологая тропинка, по которой мы шаг за шагом поднимались на г. Фавор, вскоре привела к источнику св. Пантелеимона целителя. Однако, подъем немного утомил, наверно, сказалась бессонная ночь в автобусе, к тому же, разморило по летнему теплое и яркое солнце. В отличие от других я собиралась, посещением источника ограничить свой дальнейший подъем, несмотря на то, что с вершины горы открывается прекрасный обзор не только территории монастыря, но и всего Северо-Кавказского горного хребта.

Я испытала неописуемый восторг, выразившийся непроизвольно вырвавшимся неуправляемым криком при погружении в купальню с водой из горного источника. Тело стало легким, энергия пульсировала в каждой клеточки, теперь я могла покорить уже не одну вершину.

Поскольку необходимо было считаться со временем, чтобы успеть в монастырь на ужин, спускаясь с горы, на которой мы все-таки побывали к нашей радости, моя попутчица поинтересовалась, - Который час? – добавив, - Представляешь, я третий раз пытаюсь позвонить сыну, но с телефоном что-то случилось. Он постоянно отключается, ни времени, ни связи. Странно, я же его до отъезда весь день держала на подзарядке».

Не придав этому значения, учитывая ландшафтные особенности местности, мы продолжали свой маршрут а, подходя к территории пустыни, я вновь посмотрела на часы: «Странно, мы столько ходили, а прошло не более получаса?».

- Сейчас явно не половина четвертого. Солнце совсем село, хотя, в горах рано темнеет, – проговорила знакомая.

- Правда, странно. Куда делись все люди? – удивилась я в свою очередь, шагая по опустевшему монастырскому подворью.

Лишь около гостиницы для паломников, где нас разместили на ночь, встретив женщину из группы, мы узнали, что было уже около восьми часов вечера.

- Оказывается, и мои часы остановились в горах, - проговорила я, сотрясая их, в надежде заставить идти.

Перекусив в монастырской блинной, мы пошли отдыхать. Гостиницей назывались кельи, в которых жили монахи и ночевали приезжие. Это маленькие комнатки по обе стороны длинного узкого коридора двухэтажного здания барачного типа. После насыщенного впечатлениями активного дня, мы были рады и этому аскетическому помещению, давно уже не отвечающему запросам цивилизованного человека.

- Ох, как приятно телу, наконец-то, занять горизонтальное положение, - проговорила я, обращая в последний раз внимание на наручные часы, которые по-прежнему показывали половину четвертого, прежде чем погрузиться в глубокий сон.

**

- Так, так, так…...так; Так, так, так…...так….., - слышу я сквозь сон слабо различимый странный ритм, который, не прерываясь, постепенно усиливается.

- О, о, опять этот монах со своими палочками не дает спать, - с приходом первой мысли в моем сонном сознании я поняла, что проснулась. Открываю глаза, в кельи сумрак. Все те же выбеленный потолок и стены. Продолжаю слышать этот до боли знакомый мне звук.

Я знаю, что монах прошел, стуча своими гладкими круглыми палочками из особой породы дерева, вначале по коридору первого этажа, поэтому звук был слабым. Затем ритм, доведенный с годами до профессионального автоматизма, усилился, потому что он поднялся по ступенькам на второй этаж и, наконец, достиг своей апогеи, когда монах поравнялся с дверью нашей кельи.

- Странно, откуда я это знаю? Никогда ранее мне не приходилось ни видеть и не слышать о таком ритуале в монастырях, - пока я разбиралась со своими мыслями, отбиваемый ритм приглушился, значит, он дошел до конца коридора, и опять стал громким под дверью.

- Надо встать, посмотреть, - не выдержала я, - а вдруг монах с палочками - плод моей фантазии? –

Приоткрыв дверь в коридор, я увидела, удаляющуюся черную фигуру монаха, направляющегося уже к выходу, завершая обход, он продолжал активно работать руками, от чего сотрясалась вся его ряса. Реальный образ монаха постепенно растаяла в мрачном коридоре, унося за собой этот необычный звук.

- Рано, - подумала я, и машинально поднесла к глазам руку с часами, - Странно, на них 06:45. Ура! Идут. –

Мои две попутчицы продолжали безмятежно спать, по крайней мере, тихо лежали под одеялами, и я опять погрузилась в дрему в полной тишине. Колокольный перезвон, возвещающий о начале утренней литургии, вновь разбудил теперь уже не только меня, но и моих подруг.

- Который час? – спросила, вставая, одна из них.

- Семь, - отвечаю я, опять глядя на часы.

- Они у тебя пошли? - спросила та в свою очередь.

- Да, сами вдруг пошли, - отвечая, я сама недоумевала не тому что пошли, а как могло получиться, что они стали показывать правильное время, а ведь нас вчера предупреждали, что воскресная служба начнется в семь.

- Слишком много странного. А этот монах с палочками, почему я знала о нем? Как - будто уже неоднократно слышала этот звук,- удивилась я, решив проверить себя еще раз, спросила:

- Девочки, а вы до перезвона колоколов что-нибудь слышали? – поинтересовалась я у своих знакомых, нежелающих вылезать из-под одеял.

- Ничего. Только колокола. Я так крепко спала, - ответила девушка, самая молодая из нас.

- А я слышала какой-то странный стук, и подумала, что, стуча по забору палкой, монах выгоняет коров, - сказала другая.

- Да, нет. Мелодичным стуком палочек монах перед началом службы будит братьев в монастыре, чтобы те успели собраться на литургию, - пояснила я, не в состоянии избавиться от навязчивой мысли, - откуда я об этом знаю?

Оказавшись на ногах раньше своих подруг, которые сидя на кровати одевались, я посмотрела в окно.

- Смотрите, что там твориться! – непроизвольно вырвалось у меня.

Плотный серый туман затянул всю Афоно-Михайловскую пустынь. Не было видно даже деревьев, лишь у самых ног различались монастырские дорожки, по которым мы шли с сумками к автобусу, готовясь к отъезду.

- Удивительно! - размышляла я, - каким радостным ярким солнечным днем встретила меня вчера монастырская обитель, открыв все свои тайны и «искупав» в положительных эмоциях, а сегодня, словно сама природа закрыла от меня вчерашний день и мое прошлое. Значит, я узнала все, что мне дано было знать и пора уезжать.-

Кстати, я где-то читала, что, посетив святые места, человек может найти ответы на мучившие его вопросы. А ведь так и вышло.

**

Автобус выехал из ворот монастыря, а мужчина, кресло, в котором он сидел, отделял лишь узкий проход, удивленно смотрел на свои наручные часы и твердил: «Странно, странно!», потом, обратившись ко мне, спросил: «Не подскажите, который час?».

- А что с Вашими часами? – поинтересовалась я в свою очередь.

- Представляете, ночью стали в полчетвертого. А сейчас идут! Причем правильно, судя по Вашим. Не понимаю? - ответил он.

- Слышишь, и с твоими часами произошло тоже! - толкнула меня локтем в бок, сидевшая рядом подружка, сильно удивляясь, и полезла в сумочку за телефоном, - о, включился и мой телефон! Значит, все в жизни происходит не просто так! –


16-18 апреля 2010г.

среда, 11 августа 2010 г.

Храм Лазаря (г. Пятигорск)






Православный храм Лазаря является памятником истории и архитектуры Кавказских Минеральных Вод. Его история начинается с основания Лазаревской церкви генералом А.П.Ермоловым осенью 1822г. в этом месте погребали военнослужащих павших в бою. Родственники погребенных за свой счет выстроили каменную ограду кладбища (сейчас старое кладбище называют «некрополь») и с церковью в стиле классицизма по проекту зодчего Н.Д.Устинова у подножья горы. В результате оползневого процесса на алтарной стене возникли трещины и в 1894г. городская дума построила новый храм рядом с воротами церкви по проекту архитектора В.В.Граффа. православный храм выстроен в русском стиле под руководством архитектора Э.Б.Ходжаева. Позолоченный дубовый иконостас делали в московской мастерский Я.Е.Епаничникова, иконы перенесены из старой церкви. 30.10.1902г. он был освящен и с тех пор ни на день в нем не прекращалось богослужение, несмотря на военные 42-43г.г. Некрополь закрыт для погребения и теперь являет собой своеобразным памятным местом.
Именно в нем был захоронен М.Ю.Лермонтов, чей прах находился там с 17.07.1841г -27.03.1842г. Его могилка и сейчас почитаема людьми. Стоя у могилы поэта, открывается вид сверху на Пятигорск, утопающий в зелени у подножья горы.
Забирая прах внука для перезахоронения в родовое поместье Тарханы, бабушка М.Ю. Лермонтова подарила храму фамильную икону и лампаду. Среди наиболее чтимых святынь в храме находиться старинная икона Божьей матери Иверской. Храмой иконой является икона «Воскрешения Праведного Лазаря».
Посещение храма обогатило меня не только с т. зрения обретения дополнительных знаний, но и наполнило эмоционально после соприкосновением с архитектурными, историческими ценностями. Особые чувства испытываешь стоя у могилы великого русского поэта, не говоря уже о видах горной местности и чистом воздухе и не передать то состояние, который испытывает человек, стоя под сводами храма Лазаря: умиротворения, чистоты и комфорта в этом чистом и уютном маленьком помещении (в каждом соборе и церкви свое восприятие).

Свято-Георгиевский женский монастырь (г.Есентуки)






Строительство монастыря началось в 2003г, со слов настоятельницы земля была отведена в 1989г. в Предгорном р-не на г. Дубовка. Уже в 2006г. получено благославление на открытие Свято-Георгиевского женского монастыря. Проезжая 35 км федеральной трассы Мин-воды – Кисловодск невозможно не заметить белоснежный монастырский храм. Женский монастырь построен в византийском стиле. В ансамбль входит 20 метровая колокольня. Сам Шарль Давид написал псалтырь. Для его отделки использовался белый мрамор с Урала. Пол в центре храма под куполом украшает Вифлиемская звезда. Жалко, что он эта чистая воздушная красота занимает по площади сравнительно мало места. Ансамбль возвышается на плоской вершине холма.
Монахини читают акафест «Все царица», в помощь прихожанам справиться с болезнями и даже с онкозаболеваниями. В монастыре есть икона Богоматери Феодоровской, чтение акафеста у ее иконы помогает женщинам при бесплодии. В монастырском житейном корпусе есть место и для жудожественных мастерский и комнаты для приюта детей-сирот (девочек), принятых монахинями на воспитание.

Twitter Delicious Facebook Digg Stumbleupon Favorites More