Добро пожаловать!

Блог о путешествиях и о моем творчестве.

Церковь

Путешествия по местам силы.

Степь

Путешествия по родному краю

Архитектура

Городские зарисовки

Надеюсь, Вам понравится мой блог.

Путешествуя познаешь новое, а познание - это развитие личности.

воскресенье, 20 февраля 2011 г.

Церковь св. Карапета в Ростове-на-Дону.

Много лет назад, живя в Нахичевани, я посетила эту церковь, но она осталась для меня -русского православного человека, не совсем понятной. По-прошествии многих лет, и с появлением интереса к памятникам храмового искусства, мой приход на ул. Ченцова,57 был целенаправленным. Не доходя несколько кварталов, церковь своим величественным видом притягивает внимание.
Интересно, что 10-й Линия – нахичеванского частного сектора заканчивается армянским кладбищем, ворота которого ориентированы на главный вход в эту интереснейшую церковь. В чем ее необычность?



Во-первых, церковь св. Карапета - единственная сохранившаяся Армянская церковь, которая была основана еще в г. Нахичевани-на-Дону (ныне Пролетарский р-н г. Ростова-на-Дону) в 1875-1881г.г. Она, по праву, входит в перечень интереснейших храмов, сохранившихся в городе и, к сожалению, недостаточно изученных. 

Во-вторых, она единственная среди всех церквей города, которая построена в армянском стиле. По одним источникам архитектором был В.Газирбекян, по другим - В.В.Сазонов. Средства на строительство церкви, приюта для нищих и богадельни дала нахичеванская благотворительница
А. П. Аладжалян, могилка которой находиться под юго-западной стеной церкви. Кстати, здесь погребены известный композитор И. К. Шапошников, ученый-почвовед С. А. Захаров, собиратель донского фольклора А. Н. Листопадов, армянские деятели, а так же братские могилы советских воинов, погибших во время героической защиты города в 1941-1943 годах.

В- третьих, церковь имеет своеобразный архитектурный стиль: сочетание форм базилики (царский дом прямоугольной формы из нечетного числа нефов - вытянутых помещений) и крестово-купольного византийского храма или распространенного среди храмов стран востока V—VIII вв.

Церковь оформлена в традиционно армянских мотивах с резными каменными деталями. Доминируют аркады – ряд одинаковых по форме и размеру арок.
И несмотря, что на первый взгляд церковь отличается простотой, свойственной армянской культуре вероисповедания, ее ценностью является ИКОНОСТИС, который сделан из орехового дерева в «анийском» стиле, т.е. в стиле Кафедрального собора Святой Девы в Ани. Стены церкви украшены орнаментальными гипсовыми медальонами, рамками, в которые помещены фрески.

В канун Рождества Христова (06.01.2011г.) в церкви было много прихожан. Все, кроме меня, армяне, пришедшие семьями и приехавшие кланом на дорогих иномарках. Не считая удивленных взглядов в мою сторону, отношение ко мне было очень благожелательное, разрешили фотографировать в церкви.

Центральная икона церкви «Богоматерь» установлена за иконостасом на ступенчатом подиуме.
Подлинные первоначальные фрески помещены в медальонах и рамках: «св. Пантелеимон», «св. Георгий», «св. Варвара», «св. Степанос» и др. Это не просто лики святых, а сюжетные картины лаконично и законченно выполненные в академической манере со строгостью и благородством, в коричнево-оливкового колорите.

Кто такой святой Карапет? Оказалось, что армяне считают его своим защитником и хранителем. Он как, бог-громовержец, низвергающий на землю молнии.
Благодаря нему армянские герои побеждают вражеские войска. Карапет почитался как покровитель искусств; армяне верили, что именно он одаривает людей способностями к музыке, поэзии, приносит удачу в спортивных состязаниях. После принятия армянами христианства языческий бог Карапет отождествился в народном сознании с Иоанном Предтечей.

Теперь мне стал понятен замысел архитектора, заложенный при строительстве этой церкви в Нахичевани-на-Дону. В это место, куда переселились армянские беженцы, они перенесли память своего народа с исконных земель – приближенный аналог знаменитой церкви святого Карапета в Армении, построенной в 1220г. в монастыре Нораванк, которое считается архитектурным чудом Армении.



Ростов-на-Дону, ул. Ченцова, 57

Церковь на Каяни – Александрийский храм (г.Ростов-на-Дону)

  В нашем городе ее все все знают, как церковь на Каяни. Мое посещение с познавательной целью обогатило меня новыми знаниями.
Я раньше считала, что она является армянской церквью, т.к. находиться в Нахичевани на ул.Каяни в районе пересечения с Вехне-Нольной Линией.         
 

На самом деле это храм во имя св. Мученицы и царицы Александры (Александрийский храм), который был возведен в 1904г. в г. Нахичевани-на-Дону по проекту архитектора В.В.Попова на месте деревянной часовни на территории Софийского кладбища. Сейчас статус кладбища утрачен. На территории современного подворья сохранилось несколько кладбищенских строений. С 1950-х годов храм был реконструирован. Пристроен с северной части Престол во имя князя Александра Невского- российского чудотворца. 

Эта церковь является памятником русского Православного храмового зодчества Дона периода к.19-го – н.20-го веков. Он находиться под государственной охраной, являясь объектом культурного регионального значения. Она входит в небольшое число уцелевших храмов во время гонения и разгрома Советского периода в истории России.

Я не очень люблю посещать церкви, находящиеся на кладбище, но эта исключение. Если бы не знакомство с исторической справкой, я бы не подозревала о наличии некогда здесь кладбища. Сейчас это немноголюдная чистенькая церковь; оригинальное храмовое строение, имеющее историческую ценность.

Производит впечатление внутренняя роспись свода. При входе сверху главной центральной арки каждого вошедшего встречает распростертый облик Иисуса христа, словно раскрывая объятия во спасении все людей.

В храме находиться ряд очень интересных ценностей православной культуры, с моей точки зрения. Интересна, например, икона Богоматери с младенцем Иисусом, сидящим на ее коленях. Она передана в знак благословения святого Дона старцем просхимником Кириллом в 1883г. из скита на г.Кэлки св. Иосифа Златоустова. Также интересны иконы Богоматери, держащего Иисуса на руках, и Иисуса-мытаря, как я ее ощутила (да простят меня посвященные).

Словом, в моей душе оставил самый радужный след Александрийский храм – церковь на Каяни, которая привносит добрую энергетику каждому прихожанину.

Twitter Delicious Facebook Digg Stumbleupon Favorites More