Много лет назад, живя в Нахичевани, я посетила эту церковь, но она осталась для меня -русского православного человека, не совсем понятной. По-прошествии многих лет, и с появлением интереса к памятникам храмового искусства, мой приход на ул. Ченцова,57 был целенаправленным. Не доходя несколько кварталов, церковь своим величественным видом притягивает внимание.
Интересно, что 10-й Линия – нахичеванского частного сектора заканчивается армянским кладбищем, ворота которого ориентированы на главный вход в эту интереснейшую церковь. В чем ее необычность?
Во-первых, церковь св. Карапета - единственная сохранившаяся Армянская церковь, которая была основана еще в г. Нахичевани-на-Дону (ныне Пролетарский р-н г. Ростова-на-Дону) в 1875-1881г.г. Она, по праву, входит в перечень интереснейших храмов, сохранившихся в городе и, к сожалению, недостаточно изученных.
Во-вторых, она единственная среди всех церквей города, которая построена в армянском стиле. По одним источникам архитектором был В.Газирбекян, по другим - В.В.Сазонов. Средства на строительство церкви, приюта для нищих и богадельни дала нахичеванская благотворительница
А. П. Аладжалян, могилка которой находиться под юго-западной стеной церкви. Кстати, здесь погребены известный композитор И. К. Шапошников, ученый-почвовед С. А. Захаров, собиратель донского фольклора А. Н. Листопадов, армянские деятели, а так же братские могилы советских воинов, погибших во время героической защиты города в 1941-1943 годах.
В- третьих, церковь имеет своеобразный архитектурный стиль: сочетание форм базилики (царский дом прямоугольной формы из нечетного числа нефов - вытянутых помещений) и крестово-купольного византийского храма или распространенного среди храмов стран востока V—VIII вв.
Церковь оформлена в традиционно армянских мотивах с резными каменными деталями. Доминируют аркады – ряд одинаковых по форме и размеру арок.
И несмотря, что на первый взгляд церковь отличается простотой, свойственной армянской культуре вероисповедания, ее ценностью является ИКОНОСТИС, который сделан из орехового дерева в «анийском» стиле, т.е. в стиле Кафедрального собора Святой Девы в Ани. Стены церкви украшены орнаментальными гипсовыми медальонами, рамками, в которые помещены фрески.
В канун Рождества Христова (06.01.2011г.) в церкви было много прихожан. Все, кроме меня, армяне, пришедшие семьями и приехавшие кланом на дорогих иномарках. Не считая удивленных взглядов в мою сторону, отношение ко мне было очень благожелательное, разрешили фотографировать в церкви.
Центральная икона церкви «Богоматерь» установлена за иконостасом на ступенчатом подиуме.
Подлинные первоначальные фрески помещены в медальонах и рамках: «св. Пантелеимон», «св. Георгий», «св. Варвара», «св. Степанос» и др. Это не просто лики святых, а сюжетные картины лаконично и законченно выполненные в академической манере со строгостью и благородством, в коричнево-оливкового колорите.
Кто такой святой Карапет? Оказалось, что армяне считают его своим защитником и хранителем. Он как, бог-громовержец, низвергающий на землю молнии.
Благодаря нему армянские герои побеждают вражеские войска. Карапет почитался как покровитель искусств; армяне верили, что именно он одаривает людей способностями к музыке, поэзии, приносит удачу в спортивных состязаниях. После принятия армянами христианства языческий бог Карапет отождествился в народном сознании с Иоанном Предтечей.
Интересно, что 10-й Линия – нахичеванского частного сектора заканчивается армянским кладбищем, ворота которого ориентированы на главный вход в эту интереснейшую церковь. В чем ее необычность?
Во-вторых, она единственная среди всех церквей города, которая построена в армянском стиле. По одним источникам архитектором был В.Газирбекян, по другим - В.В.Сазонов. Средства на строительство церкви, приюта для нищих и богадельни дала нахичеванская благотворительница
А. П. Аладжалян, могилка которой находиться под юго-западной стеной церкви. Кстати, здесь погребены известный композитор И. К. Шапошников, ученый-почвовед С. А. Захаров, собиратель донского фольклора А. Н. Листопадов, армянские деятели, а так же братские могилы советских воинов, погибших во время героической защиты города в 1941-1943 годах.
В- третьих, церковь имеет своеобразный архитектурный стиль: сочетание форм базилики (царский дом прямоугольной формы из нечетного числа нефов - вытянутых помещений) и крестово-купольного византийского храма или распространенного среди храмов стран востока V—VIII вв.
Церковь оформлена в традиционно армянских мотивах с резными каменными деталями. Доминируют аркады – ряд одинаковых по форме и размеру арок.
И несмотря, что на первый взгляд церковь отличается простотой, свойственной армянской культуре вероисповедания, ее ценностью является ИКОНОСТИС, который сделан из орехового дерева в «анийском» стиле, т.е. в стиле Кафедрального собора Святой Девы в Ани. Стены церкви украшены орнаментальными гипсовыми медальонами, рамками, в которые помещены фрески.
В канун Рождества Христова (06.01.2011г.) в церкви было много прихожан. Все, кроме меня, армяне, пришедшие семьями и приехавшие кланом на дорогих иномарках. Не считая удивленных взглядов в мою сторону, отношение ко мне было очень благожелательное, разрешили фотографировать в церкви.
Центральная икона церкви «Богоматерь» установлена за иконостасом на ступенчатом подиуме.
Подлинные первоначальные фрески помещены в медальонах и рамках: «св. Пантелеимон», «св. Георгий», «св. Варвара», «св. Степанос» и др. Это не просто лики святых, а сюжетные картины лаконично и законченно выполненные в академической манере со строгостью и благородством, в коричнево-оливкового колорите.
Кто такой святой Карапет? Оказалось, что армяне считают его своим защитником и хранителем. Он как, бог-громовержец, низвергающий на землю молнии.
Благодаря нему армянские герои побеждают вражеские войска. Карапет почитался как покровитель искусств; армяне верили, что именно он одаривает людей способностями к музыке, поэзии, приносит удачу в спортивных состязаниях. После принятия армянами христианства языческий бог Карапет отождествился в народном сознании с Иоанном Предтечей.
Теперь мне стал понятен замысел архитектора, заложенный при строительстве этой церкви в Нахичевани-на-Дону. В это место, куда переселились армянские беженцы, они перенесли память своего народа с исконных земель – приближенный аналог знаменитой церкви святого Карапета в Армении, построенной в 1220г. в монастыре Нораванк, которое считается архитектурным чудом Армении.
Ростов-на-Дону, ул. Ченцова, 57