Добро пожаловать!

Блог о путешествиях и о моем творчестве.

Церковь

Путешествия по местам силы.

Степь

Путешествия по родному краю

Архитектура

Городские зарисовки

Надеюсь, Вам понравится мой блог.

Путешествуя познаешь новое, а познание - это развитие личности.

суббота, 29 октября 2011 г.

Ботанический сад ЮФУ умирает.


Ростовчане скорбят, наблюдая на протяжении последних лет, деградацию «Ботаники» - уникального места в г.Ростове-на-Дону, его «легких» и место, которой я называю «отрадой души».

История этого уникального места начинается с 1915г., когда в Ростов из Варшавы был эвакуирован университет. До революции в пойме глубокой и чистой реки Темерник располагались участки летников, комплекс оранжерей с зимней выгонкой цветов для букетов к Рождеству и Пасхе братьев Рамм - голландцев по происхождению. Здесь и было решено обустроить Ботанический сад.

В 1928 года Ботанический сад был передан в ведение Северо-Кавказского государственного университета (позднее РГУ, ныне ЮФУ ) как научно-исследовательская и учебная база.

Кроме того, в задачи Ботанического сада входили популяризация знаний в области биологических наук, проведение культурно- просветительской работы среди населения, внедрение новых ценных растений в зеленое строительство и степное лесоразведение Ростовской области.

Во время войны коллекционный фонд уменьшился почти вдвое. Многие виды были утеряны. Сейчас в составе первых насаждений, возраст которых составляет 65-75 лет, сохранились и находятся в хорошем состоянии 54 вида. Во время немецко-фашистской оккупации большая часть была утрачена.

В послевоенный период все строения и коллекционный фонд были восстановлены и реконструированы.

В 1971 году Ботанический сад получил статус научного учреждения. В 1973 г. при директоре В.А. Ступине он стал развиваться и процветать (новое строительство теплиц, оранжерей, мелиорация русла р.Темерник).
В 1977-83 гг. продолжил благое созитательное дело к.б.н. Б.В. Дубин, затем профессор В.Г. Сидоренко. В 1992 году решением Областного Совета народных депутатов Ботанический сад был отнесен к числу памятников природы регионального значения. Был создан охранный Комитет.

Именно с 1992 года под присмотром Комитета Бот.сад стали загаживать: заваливали мусором, часть его территории отдали под дачное строительство, ил от расчистки р.Темерник сыпали на территорию, которая перестала обслуживаться должным образом.

В итоге, плачевный исход: в 2009г. Ботанический сад ЮФУ занимает последнее место в рейтинге Ботанических садов России, как по эффективности использования территории для коллекций ( коэф.17,5 против питерского 1461,5 , например), так и по нагрузке на сотрудника (19,5 таксона на 1 сотрудника против 253 в том же Питере). Таксон - это единица учета ботанической коллекции. А ведь Ботанический сад ЮФУ был в числе ведущих и в свое время входил в пятерку крупнейших садов страны.

При этом Бот.сад ЮФУ был обеспечен самым лучшим финансированием среди ботанических садов системы Министерства образования и науки РФ (Вот парадокс!).

В августе 2011г. неравнодушная общественность города организовала сбор подписей по спасению Бот.Сада, направив его в адрес областной Администрации. И что? Да ничего! Лучше не стало. Деградация Ботанического сада продолжается.

В прошлые выходные, гуляя по его территории, я зашла в оранжерею, большинство из которых были почему-то пусты. Во 2 и 3-ей оранжереи субтропические представители чувствовали себя угнетенно. Роскошная пальма, тянувшаяся к свете, уже упиралась верхними листьями в стеклянный свод.

На мою пространную реплику, что надо опять переделывать теплицу для «бедной» пальмы, служитель оранжереи ответила: «Никто уже это делать не будет». В ее голосе чувствовались нескрываемые интонации раздражения, досады и печали.

Видно было, что обслуживающий персонал в роли обреченных, без будущего, болеет душой за дело, которому альтруистически были отданы многие годы. По состоянию служебных корпусов также прослеживается обреченный и безрадостный мотив.

Да и угодья с древесными породами также заросли порослью и напоминают теперь дикие дебри лесополос.

Почему Московский Бот.сад равный по площади нашему (331га), Питерский и даже Донецкий (Украина, 270 га) процветают, продолжая радовать городских жителей, и о них заботятся местные Администрации в противовес нашему?

Напрашиваются известные слова, цитирую: «Значит это кому-то нужно?». Кому? Очевидно, т.к. в социуме только 2 «силы»: беззубый сегодняшний электорат (народ) и ВЛАСТЬ, которая ну никак не желает заботиться о народе и о благом деле.

Кстати, не беспочвенна новость о продаже Бот.сада на коммерческой основе, о ней говорят все учащиеся ЮФУ, с недавним приходом к власти нового руководителя университета. Вот так. Каким он будет? Скорей всего очередным загаженным и платным местом отдыха.

Поэтому, мои снимки, возможно, прощанье с остатками живого чистого обьекта.

четверг, 13 октября 2011 г.

Задонские женские монастыри и источник (ч.3)


В самом г.Задонске находиться мужской монастырь (в блоге: Задонск, ч.2) и Троицкая церковь (в блоге: Задонск, ч.1), несмотря на православную рекламу о 3-х монастырях. На самом деле есть еще 2 женских монастыря, но вблизи этого маленького городка.

История их такова. Когда Тихон Задонский ушел на покой из мужской задонской обители, он поселился в окрестностях, в 7 км. от Задонска. Там холмистая лесистая местность, а из-под одного холма вытекает родник. В 100 метрах от источника на другом холме построил себе Т. Задонский скит.

Кстати, источник в военное время старались уничтожить. Забрасывали его камнями и даже бетонировали, только он все равно пробивался.
Тихон сам сделал часовеньку над источником.

Теперь там и часовня и рядом две купальни: одна для людей, а другая для церковных служителей.
В этом источнике самая холодная вода (+4).
В 19в. Задонские монахи привезли в келью Тихона свою пасеку, а на месте его скита образовали 2-й мужской монастырь. Однако их раздолью положила конец 1-я мировая война. В 1920г. это место было разорено и закрыто на 70 лет.
Тут была и детская колония, и разведка, и псих-больница. От старого храма остался только фундамент.

По рассказам настоятельници теперешнего женского монастыря, возведенного на этом месте, липецкий архитектор Зарубин А.Д. увидел сон, что он строит на этом месте дворец. Приняв сон за провидение, Зарубин взялся с самоутверждением за эту работу, отказавшись от денег за строительство храма, кроме оплаты за бензин для своего стареньком «Москвича», на котором приезжал из Липецка на время работ.

Таким образом, в 2000г. появился на свет новый храм в Свято-Тихоновском женском монастыре. Храм действительно похож на дворец. Небольшая территория женского монастыря обнесена забором с башенками по углам. Одна из них является уцелевшей кельей затворника Тихона Задонского. В монастыре проживает около 100 монахинь.

Кто он, Тихон Задонский?
Его отец служил ямщиком при монастыре и маленький Тихон мечтал сделать такую «карьеру» когда вырастит. В бедной семье трудно было прокормить детей и мальчика взяли в храм. Тут Тихон понял, что монастырь – единственная возможность стать грамотным. В 14 лет он стал учиться и в монашестве увидел единственный способ своего роста и личностного развития. Начал уединяться для самосовершенствования. Кстати, он был очень тонко организованной натурой, все близко воспринимал к сердцу, переживал за всех людей.

Ему назначили очень большую по тому времени пенсию (500 руб) и Тихон поселился неподалеку на пустыне у родника (Тишенская слобода). Построил часовеньку, завел пасеку, огород. Молился, пел на клиросе и плакал. Так он прожил год в унынии и выздоровел, окреп физически и духовно.

Задонский все время стыдился, что зря имеет такие деньги. Раздавал их бедным, всех принимал, умерших местных сам хоронил. Постоянно посещал тюрьму в окрестности. Здесь занялся писательской деятельностью, «русский златоуст» писал о православии и вере.
(Келья Тихона Задонского)

Много это или мало, большой подвиг или нет? Не мне судить. Но его церковь канонизировала, как святого.

P.S. Странствуя определенное время с паломниками, я пришла к выводу, что в любой обители (монастыре) всегда появляется человек, полностью отрекающийся от мирской жизни, во имя служению Богу. Часто такие монахи обретают дар провидения, как сами служители монастырей их называют. Это достигается путем длительного отшельничества. Начало было положено афонскими монахами, которые надолго уединялись в пещерных храмах, питаясь только водой и хлебом. Беспрестанно молча молясь (они называли ее «умной молитвой»), обретали способность находить ответы на все вопросы. Этих старцев-провидцев по смерти канонизировали в святые, за помощь прихожанам в мирских делах. Сейчас это называется развитием интуиции, экстросенсорикой и пр. в этом духе, однако, православная церковь, обретение таких способностей "невоцерквенными" осуждает.  В восточных культурах такой дар тоже получают путем длительных медитаций и прочих направлений развития личности. Они тоже этому посвящают всю жизнь.
Кстати, в задонских монастырях не упоминали, что Тихон Задонский обладал даром провидения. Я поняла одно, в каждом монастыре есть (и должен быть) свой святой. Это, что-то вроде визитной карточки монастыря и брэнда для паломников и туристов, без которых монастыри не выживут финансово.


Второй Женский монастырь (Тюнинский) находится в 11 км от г. Задонска. Туда мы попали вечером. Темнело.Это "новодел", хотя и с архитектурной т.зрения выглядит очень симпатично. Строительные работы в разгаре.  Паркетный пол еще не потерял запаха лака. Внутри чистенько, но и "холодно", не намолено (как во всех вновьпостроенных).

На территории есть еще монашеский корпус.
Тут же за оградой купальня источника (аналогичная Тихоновскому, см выше). Только вода в нем самая теплая (+10).
Понимая,что не шедевр (снимок сделан уже в кромешной темноте.Территория еще не освешена), но решила выложить. Это так выглядел монастырь (сохранилась первая постройка). Вся жизнь и служба проходила в этом простом помещении.
Вот таковы святые места Задонска. Явно не Ерусалим и удивительно то, что на 10 тыс.жителей 3 монастыря. Может это единственный способ выжить провинциальному городку за счет туризма.

четверг, 6 октября 2011 г.

Задонск, ч.2- Мужской монастырь


Официально он называется Богородицский мужской монастырь и основан в 17 в.(1630г.). Именно ему отводиться роль «созидателя» маленького городка Задонска, который насчитывает теперь около 10 тыс.жителей. Подробно указывать здесь исторические сведения не стану, все есть в Интернете, опишу лишь свои личные познания и ощущения.

Московские монахи-основатели со своей иконой Владимирской Божьей Матери искали и нашли уединенное пустынное место на берегу р.Дон (тогда это место входило в состав Орловской обл.).

К старцам потянулись люди. Так образовалось первое поселение на р. Теш (приток р.Дон). Город разрастался, учитывая ,что как раз здесь появилась дорога на Воронеж, и стал именоваться г.Задонском с 1779г.

Но без имени Тихона Воронежского, который переселился (1769-1783гг) сюда «на покой», возможно, это место так и осталось бы не замеченным на карте России. Он здесь сочинял трактаты о христианстве, приобретя славу «русского Златоуста». Сегодняшние монахи утверждают, что мощи Т.Воронежского покоятся в этом задонском монастыре (перевезены из г. Орла в 1991г.).

Настоятельница Акатовского женского монастыря в г.Воронеже утверждала обратное, что они у них. Эти все неточности я соотношу к ПИАРу. Надо как-то экономически выживать этим структурам. Чем больше отличительных черт будет в списке значимых вех в истории храмов, следовательно, привлекательнее будут эти места для паломников.

Монастырь для жителей оказался не только центром духовной жизни, но и экономической, культурной, словом, за помощью в любых жизненных вопросах народ шел к настоятелю монастыря и получал ее.

История жизни и славы Тихона Задонского также связана с Задонским мужским монастырем. Молодого Т.Задонского назначили после войны (других расстреляли) епископом этого монастыря. Он смог прослужить на этой должности только 5 лет. Сильно заболел и в силу неспособности своего психического состояния продолжать службу попросил снять его с должности.

В Задонском монастыре монахи считали его не умным, странным и смеялись над ним.

Кстати в новом храме монастыря во имя Т.Задонского росписи на стенах повествуют об этапах его жизни.

При строительстве нового храма в задонском мужском монастыре (по проекту К.Тона) раскопали могилку Т.Задонского и, по словам монаха-гида, он был не тлен, только доски сгнили, и ткань одежды была мокрая.


В день канонизации т.Задонского на праздник приехало 300 тыс.человек.

Сейчас в монастыре 3 новых храма, свои мастерские (швейные, свечичный цех, хлебопекарня, цех по разделки рыбы), пруды, пасеки, поля и сады. Благо, что вокруг много простора.

В том году всю территорию монастыря облагородили каменной плиткой.

Здесь живут около 600 человек из них 150 монахов из них 28 человек читают круглосуточно псалтырь.

Бросается в глаза большое количество монашек (матушек). Все они «православные дочери», воспитанницы настоятеля.

Сюда приходят, как сказала мне одна из монахинь, все кому жить негде, у кого горе. Люди находят кров и после больницы и вышедшие из заключения из близ находящейся тюрьмы. Всех одевают, кормят в монастыре, люди здесь работают, руки всякие нужны.

Служба в монастыре более длительная по времени,чем в храмах. Утренняя и веченяя собирает всех обитателей монастыря и прихожан. На территории бегают и играют много местных детей. Вот такая жизнь в монастыре.

Как он был житнецей городка, так и остается сейчас, тем более, что другие производства не могут прокормить жителей Задонска.

Творческие люди производят и реализуют многочисленным паломникам свои произведения в виде сувенирной продукции. Напротив монастыря открылась новая гостиница для паломников (600 руб./сутки). Туризм становиться главным источником дохода здешних мест.

Сейчас епархией усиленно «подается» на сайтах это место под брендом «русский Ерусалим», хотя никакого сходства я не нашла. Если уж соотносить какое-либо место в России с данным брендом, то уж с.Костомарово с пещерами и древним храмом основанными афонскими монахами на необитаемых холмах, по сходству напоминающие местность ерусалимской земли. Там даже есть своя г.Голгоффа.Но, понятное дело, приход надо увеличивать, от этого завист благополучие монастырей.

Пусть они живут и будут. Это особый мир, куда в определнные моменты жизни неплохо приходить в поисках ответов на жизненные вопросы. Сколько культурных ценностей было уничтожено властями в борьбе за влияние на народ, за управление массами? Жалко.

Twitter Delicious Facebook Digg Stumbleupon Favorites More