Случилось мне побывать в одном из живописнейших мест юга Восточно-Европейской равнины, где Северский Донец делает петлю, в самом живописном месте, в районе Святогорья. Именно там за счет выхода гранита возвышается его правый берег, а левый обрамлен величественными соснами и привольно стоящими дубами-великанами. Считается, что пейзаж этой местности напоминает южный берег Крыма, а луговое раздолье левого берега вызывает ассоциации со "Словом о полку Игореве". И это действительно так, но апогеем пейзажа является ансамбль Святогорского мужского монастыря, которому сейчас присвоен статус Лавры.
На территорию Святогорской Лавры ведет дорога через мост р. Северский Донец. Таким образом, можно попасть на мощенную плиткой набережную правобережья, которая и является уже территорией монастыря. Входящего на священную землю встречает белоснежная скульптура во весь рост Святогорской Божьей Матери и отсюда начинаются постройки Лавры.
Согласно исторической справке, древняя Святогорская икона Божией Матери не сохранилась до наших дней, которая издревле считалась чудотворной. Вторую чудотворную Святогорскую икону, написанную собственноручно, подарил Святогорской обители афонский старец, приехавший на открытие монастыря в 1844 г.
Единственным несуразным несоответствием при въезде является меловая гигантская скульптура большевика Ф.А. Артема, возведенная на горе, нависающая над территорией монастыря, словно немое упоминание варварства, содеянного в военные годы на территории Святогорской обители. Монахи говорят, что от злого их умысла пострадали не только постройки монастыря, но и иконы, поэтому для монахов изваяние воина на горе теребит былые душевные раны. Мне, наверно, как любому культурному человеку, тоже очень хочется, чтобы к духовно-культурным ценностям во все времена было трепетное отношение всех народов и конфессий.
Сегодня же Свято-Успенская Святогорская Лавра, пережив второе возрождение, является одним из крупнейших духовных центров Украины и стран СНГ. Скажу по своему опыту, жалко, что между Россией и Украиной теперь существует пограничный таможенный пост, на котором можно потерять от 2 до 4-х часов времени в большей части по причине плохой организации службы и где-то неуважительного отношения к людям.
Хочется отдельно выразить свое впечатление о новом Успенском соборе, построенном рядом с входными воротами в пещерный храм. Это величественное здание вмещает всех желающих, которые нескончаемым потоком стремятся посмотреть Лавру. Здесь и паломники, и туристы, и просто прихожане. Кстати служба, как и во всех монастырях, проходит в нем длительнее по времени, нежели в обычных храмах. Всех прибывающих паломников, в Лавре кормят. Трапеза осуществляется после утренней (не раньше обеденного времени) и вечерней службы, но этого вполне достаточно, потому что сытно и много.
В Лавре паломникам разрешается 3 дня бесплатно жить, можно и больше, но за плату, правда небольшую. Кстати, какие только люди не приходят с собор: православные для вероисповедания, с целью исцеления и оздоровления, ради впечатлений от посещения красивых мест, но есть и с иным умыслом. Когда заметила промелькнувшее лицо, темно-серого цвета с синим отливом, я вначале невольно испугалась. Оказывается, что такое случается с цветом кожи, если человек имеет передозировку йонов серебра в организме. Нередко храмы посещают эзотерики разных «мастей» с целью «подзарядиться», как они выражаются. Несмотря на то, что церковь не приветствует прихожан подобного рода, но отторгать никого не имеет права. Священнослужители говорят: «Бог им судья».
Территория Лавры, начинаясь от правого берега Северского Донца, плавно поднимается на так называемую здесь гору «Фарор». Бело-голубые строения обители утопают в зелени гор, состоящих из гипса, извести и мела с малым покрытием чернозема, торфа.
Решив немного пройти в темноте на ощупь, я тут же вынуждена была отказаться от этой идеи, потому что вскоре моя полусогнутая в локте рука, провалилась в пустоту, и я с трудом удержалась на ногах. Пришлось прибегнуть к помощи попутчиков, чтобы зажечь свечу, и при свете обнаружила в стене ниши, встречающиеся через определенное расстояние. Как потом оказалось, в них находились захоронения умерших монахов, как было заведено отшельниками св. Афона.
- Прижаться к правой стене, - слышим гулкий голос гида впереди. Выполняем команду. Навстречу спускается вниз монах. «Хорошо, что худой, - думаю я, после того, когда он проскочил мимо. «Как он резво спускается? - занимает меня вторая мысль, - тут поднимаешься то с трудом». Действительно, были участки коридора очень круто идущие на подъем.
Дальнейший путь по темным коридорам привел нас в следующее помещение, в пещерный храм Рождества Иоанна Предтечи.
Там живут монахи, желающие удалиться, чтобы сократить до минимума контакты с окружающим миром. Скит, или по-иному "особножительство", является особой, более строгой, формой монашеской жизни, при которой иноки размещаются в отдельных маленьких домиках. По древним установлениям, жилища в скиту должны были располагаться на расстоянии "метания камня", то есть метрах в 40 друг от друга. Церковные службы в скиту должны совершаться только по воскресеньям, а в будни монахи не должны практически покидать своих келий. Жизнь скита больше соответствует идеалам древнего отшельничества.
Поднимаясь по тропе, ведущей в гору к скиту, кстати, хорошо обустроенной не только для пешеходов, но и для проезда транспортного средства, открывается сверху красивый вид на Лавру. Упустив такую возможность обзора, нельзя объемно представить план застройки обители. Идти вверх по некрутой серпантиновой тропе легко. Достигнув нужного места, открывается неописуемая красота творения деревянного зодчества и сразу всплывает ассоциации с Кижами, хотя я на том острове не была и доподлинного сравнения не могу сделать.
2 comments:
Очень красивые фотографии и очень подробный рассказ. Такое ощущение, как-будто сама там побывала )).
Часто восприятие святых мест,воспринимаются как прозрачный алмаз.свет изображения преломляясь в гранях дает ощущение чуда,надежды.НАТАЛЬЯ.
Отправить комментарий