пятница, 10 сентября 2010 г.

Святогорье

     Случилось мне побывать в одном из живописнейших мест юга Восточно-Европейской равнины, где Северский Донец делает петлю, в самом живописном месте, в районе Святогорья. Именно там за счет выхода гранита возвышается его правый берег, а левый обрамлен величественными соснами и привольно стоящими дубами-великанами. Считается, что пейзаж этой местности напоминает южный берег Крыма, а луговое раздолье левого берега вызывает ассоциации со "Словом о полку Игореве". И это действительно так, но апогеем пейзажа является ансамбль Святогорского мужского монастыря, которому сейчас присвоен статус Лавры.

На территорию Святогорской Лавры ведет дорога через мост р. Северский Донец. Таким образом, можно попасть на мощенную плиткой набережную правобережья, которая и является уже территорией монастыря. Входящего на священную землю встречает белоснежная скульптура во весь рост Святогорской Божьей Матери и отсюда начинаются постройки Лавры.

Согласно исторической справке, древняя Святогорская икона Божией Матери не сохранилась до наших дней, которая издревле считалась чудотворной. Вторую чудотворную Святогорскую икону, написанную собственноручно, подарил Святогорской обители афонский старец, приехавший на открытие монастыря в 1844 г.

Единственным несуразным несоответствием при въезде является меловая гигантская скульптура большевика Ф.А. Артема, возведенная на горе, нависающая над территорией монастыря, словно немое упоминание варварства, содеянного в военные годы на территории Святогорской обители. Монахи говорят, что от злого их умысла пострадали не только постройки монастыря, но и иконы, поэтому для монахов изваяние воина на горе теребит былые душевные раны. Мне, наверно, как любому культурному человеку, тоже очень хочется, чтобы к духовно-культурным ценностям во все времена было трепетное отношение всех народов и конфессий.

Отсутствует точная дата образования обители на Святых Горах. По одной версии византийские иноки в XIII-IX веках бежали в русские края, по - другой – она основана братией Киево-Печерской Лавры после ее разорения. Датой основания считается 14 век. Тем не менее, кто бы не приложил руку к основанию в этих местах храмов, надо им отдать должное за созданное это ВЕЛИКОЛЕПИЕ. Обитель была местом сокрытия мирян в смутные времена набегов крымских татар, поляков, Батыя и Тамерлана. После 1844г 70 последующих лет монастырь процветал, а с 1917г. наступил период разграбления, убийства братии, поругания и осквернения святынь, который историки сравнивали с нашествиями средневековых захватчиков.

Сегодня же Свято-Успенская Святогорская Лавра, пережив второе возрождение, является одним из крупнейших духовных центров Украины и стран СНГ. Скажу по своему опыту, жалко, что между Россией и Украиной теперь существует пограничный таможенный пост, на котором можно потерять от 2 до 4-х часов времени в большей части по причине плохой организации службы и где-то неуважительного отношения к людям.

**

Хочется отдельно выразить свое впечатление о новом Успенском соборе, построенном рядом с входными воротами в пещерный храм. Это величественное здание вмещает всех желающих, которые нескончаемым потоком стремятся посмотреть Лавру. Здесь и паломники, и туристы, и просто прихожане. Кстати служба, как и во всех монастырях, проходит в нем длительнее по времени, нежели в обычных храмах. Всех прибывающих паломников, в Лавре кормят. Трапеза осуществляется после утренней (не раньше обеденного времени) и вечерней службы, но этого вполне достаточно, потому что сытно и много.
В Лавре паломникам разрешается 3 дня бесплатно жить, можно и больше, но за плату, правда небольшую. Кстати, какие только люди не приходят с собор: православные для вероисповедания, с целью исцеления и оздоровления, ради впечатлений от посещения красивых мест, но есть и с иным умыслом. Когда заметила промелькнувшее лицо, темно-серого цвета с синим отливом, я вначале невольно испугалась. Оказывается, что такое случается с цветом кожи, если человек имеет передозировку йонов серебра в организме. Нередко храмы посещают эзотерики разных «мастей» с целью «подзарядиться», как они выражаются. Несмотря на то, что церковь не приветствует прихожан подобного рода, но отторгать никого не имеет права. Священнослужители говорят: «Бог им судья».

Территория Лавры, начинаясь от правого берега Северского Донца, плавно поднимается на так называемую здесь гору «Фарор». Бело-голубые строения обители утопают в зелени гор, состоящих из гипса, извести и мела с малым покрытием чернозема, торфа.

В верхний Никольский храм на горе на высоте 936м. мы поднимались по меловому коридору. Точное время возникновения пещер неизвестно. Ориентировочно, древнейшие из них относят к концу XI - началу XII века. К пещерным сооружениям, принадлежащим самому первому периоду жизни обители, сохранившимся до нашего времени, относятся: пещерная часовня; две усыпальницы, находящиеся на разных ярусах; пещерный храм, освященный в XIX веке в честь Рождества Иоанна Предтечи; храм святителя Николая на скале; подземная церковь преподобных Антония и Феодосия Киево-Печерских; келии внутри скалы и келарня (место хранения продуктов).

Путь по темным пещерным коридорам мы прошли вереницей, т.к. два человека здесь с трудом могут разойтись. Каждый шел со свечкой в руке, нас предварительно проинструктировали, как ее следует держать. Каким то образом в замысловатые ходы горного коридора попадают потоки воздуха и, гуляя там, могут задуть свечу более сильными порывами. Когда у меня потухла свеча, то в наступившей тьме невозможно стало различить очертаний ни белых меловых стен, ни пола. Свет от впереди шедшего в цепочке закрывала спина человека, ведь мы все время шли, поднимаясь в гору. Моя же фигура не позволяла свету от свечки следующего за мной человека, распространиться вперед, тем более что подходить близко друг другу опасно, можно опалить пламенем.
Решив немного пройти в темноте на ощупь, я тут же вынуждена была отказаться от этой идеи, потому что вскоре моя полусогнутая в локте рука, провалилась в пустоту, и я с трудом удержалась на ногах. Пришлось прибегнуть к помощи попутчиков, чтобы зажечь свечу, и при свете обнаружила в стене ниши, встречающиеся через определенное расстояние. Как потом оказалось, в них находились захоронения умерших монахов, как было заведено отшельниками св. Афона.

- Прижаться к правой стене, - слышим гулкий голос гида впереди. Выполняем команду. Навстречу спускается вниз монах. «Хорошо, что худой, - думаю я, после того, когда он проскочил мимо. «Как он резво спускается? - занимает меня вторая мысль, - тут поднимаешься то с трудом». Действительно, были участки коридора очень круто идущие на подъем.
В первый подземный храм, в который мы наконец-то вошли было также темно и влажно. Иконостас слабо освещали лампады, но только наши горящие свечки помогли рассмотреть помещение. В этом храме прихожанам можно ставить свечи перед иконами, но не зажженные, как это делается обычно.

Дальнейший путь по темным коридорам привел нас в следующее помещение, в пещерный храм Рождества Иоанна Предтечи.

Он состоит из 2-х смежных комнат. Некогда здесь была кухня и трапезная – комната большего размера с иконостасом. Посередине стоял меловой столб, который подпирал свод и закрывал верхнюю дыру. Ведь пещеры строились сверху вниз (с мелом и гипсом иначе работать было невозможно). По рассказам гида, на этом столбе вдруг проявился образ старца Иоанна Затворника, который добровольно заточившего себя на 17 лет в этом храме, взяв обед послушания: ежедневно выполнять 700 полных поклонов и читать множество молитв. Для справки нам сказали, что ни каждый может сделать и 100 полных поклонов, а старец был облачен в рубище из грубой ткани и рубахой из проволочного плетения. Паломники приходили нескончаемым потоком, чтобы посмотреть на чудо, и откусывали от этого священного столба мел, думая таким образом исцелиться. Когда они основательно подгрызли снизу опору, ее заменили арочной меловой стеной для иконостаса, которая стоит по сей день. В этот храм, в отличие от нижнего, проникает дневной свет через верхние оконные отверстия. Проходя по коридорам, заглядывая в пещерные келии, поражаешься, как могли здесь жить монахи, довольствуясь столь тесным помещением, учитывая, отсутствие отопления в них.

На гору Фарор ведет довольно удобная лестница, именуемая «Кирилло-Мефодиевской». Она начинается аркой и разделяется в своем протяжении башнями и крытыми площадками, висящими над глубоким обрывом. К верхушке горы, на которой находится Никольский храм, ведут 511 ступеней. В нем по воскресеньям читается акафист святому Николаю чудотворцу. Наше посещение как раз совпало по времени со службой, и мы остались. Тогда мне довелось услышать перезвон древних колоколов перед началом чтения акафиста. Да пусть будут не в обиде на меня монастырская братия, но мелодичный их звон старинного храма не идет ни в какое сравнение со звоном колоколов на новом Успенском соборе. Все равно, что сравнить звучание камертона со звуками, производимыми ударами в огромный железный таз. К тому же, не описать восхищения пейзажными видами, открывающимися сверху, когда стоишь на верхней площадке звонницы Никольского горного храма. Это какое-то чудо, даже дух захватывает: словно прячущаяся в горных лесах остаточная красота старины русской, опоясанная извивающимся руслом Северского Донца, сияющего на солнце своей изумрудной водной гладью. Удовольствие от посещения верхнего храма стоит и «мучений» на таможни и двух бессонных ночей в автобусе.

Еще одним удивительным местом Святогорской Лавры по праву считается монашеский скит преподобного Арсения Великого, называемый «Скит Всех Святых Земли Русской». Это самое необычное из сооружений Святогорья. Скит окружен с трех сторон скалистыми горами и густым лесом, и только со стороны реки Донца с территории Лавры в него можно попасть. В церкви преподобного Арсения хранится мраморный белого цвета ковчег, в виде саркофага, найденный в развалинах одного храма в Анатолии, но я его не видела, потому что доступ мирянам в скит разрешается только 8 мая и 14 августа. В остальные дни войти можно только по особому распоряжению настоятеля обители, но можно много потерять, не увидев эту красоту через частокол, которым обнесен деревянный храм.
Там живут монахи, желающие удалиться, чтобы сократить до минимума контакты с окружающим миром. Скит, или по-иному "особножительство", является особой, более строгой, формой монашеской жизни, при которой иноки размещаются в отдельных маленьких домиках. По древним установлениям, жилища в скиту должны были располагаться на расстоянии "метания камня", то есть метрах в 40 друг от друга. Церковные службы в скиту должны совершаться только по воскресеньям, а в будни монахи не должны практически покидать своих келий. Жизнь скита больше соответствует идеалам древнего отшельничества.
Поднимаясь по тропе, ведущей в гору к скиту, кстати, хорошо обустроенной не только для пешеходов, но и для проезда транспортного средства, открывается сверху красивый вид на Лавру. Упустив такую возможность обзора, нельзя объемно представить план застройки обители. Идти вверх по некрутой серпантиновой тропе легко. Достигнув нужного места, открывается неописуемая красота творения деревянного зодчества и сразу всплывает ассоциации с Кижами, хотя я на том острове не была и доподлинного сравнения не могу сделать.

    Вот таким новым познанием и восприятием прекрасного я обогатилась, посетив Святогорскую Лавру.




2 comments:

Очень красивые фотографии и очень подробный рассказ. Такое ощущение, как-будто сама там побывала )).

Часто восприятие святых мест,воспринимаются как прозрачный алмаз.свет изображения преломляясь в гранях дает ощущение чуда,надежды.НАТАЛЬЯ.

Отправить комментарий

Twitter Delicious Facebook Digg Stumbleupon Favorites More