Есть в Ростове-на-Дону церковь бывшего армянского монастыря Сурб-Хач, находившегося всего лишь 30 лет назад на окраине города. Сейчас это центр Ворошиловского р-на города и Сурб-Хач является культурно-историческим городским памятником. Церковь «Cурб-Харч" в переводе с армянского означающее "святой крест" - это старинное здание музея бывшей монастырь (1786-1792г.г.). Старейшими экспонатами в музее является каменный хачкар, привезённый армянами из Крыма и старинные книги, напечатанные здесь в монастыре, где помещалась первая на юге России армянская типография.
Площадка под строительство монастыря выбрано армянскими переселенцами особое – холмистый высокий берег р. Темерник приток Дона. В степной зоне, к которой относится и ростовская обл. есть немало мест с выходами на поверхность тырсовых пород (мягкого пористого камня), который нагромождается в виде холмом. Афонские монахи, переселявшиеся в Россию от преследования римской церковью, тоже выбирали подобные места для основания своих пещерных храмов, таким образом, перенося свои архитектурно-кульнурные традиции вероисповедания на наши земли.
Пожалуй, никто с точностью не знает, какой была ранее территория монастыря. Сейчас уцелевшая церковь стоит на остаточной части возвышенности. Из-под этой горы продолжают бить источники. Самый большой оборудован под купальню, который пользуется популярностью не только летом, но и на крещенье. К нему сьезжаются люди со всей области.
Но мало кто знает, что главная загадка Сурб-Хача не разгадана и поныне. Вот уже несколько поколений ростовские и не только ростовские кладоискатели упорно ищут клад в районе монастыря Сурб-Хач.
Искателям приключений не дает покоя легенда о том, что во время революции нахичеванские армяне спрятали здесь от большевиков свое накопленное добро. В феврале 1918 года, когда большевики подступали к городу, нахичеванские армяне торопились спасти свои семейные реликвии. Но куда прятать драгоценности, когда город со всех сторон окружён? Там, по краям балки на пустыре, располагались пещеры, в которых добывался известняк. Армяне решили, что сундуки с ценностями лучше спрятать в одной из заброшенных пещер и тщательно засыпать землёй. Они ждали лучших времён, когда стихнут кампании по экспроприации имущества у населения. Но лучшие времена не наступали. Так клад пробыл в пещере до начала Великой Отечественной войны. 21 июля 1942 года, во время вражеских бомбардировок, одна из бомб попала в балку, произошёл обвал, и сундуки оказались на поверхности. Их обнаружили бойцы второго батальона 222-го стрелкового полка народного ополчения. Серебряные подсвечники, золотые украшения, фарфоровая посуда, шкатулки и книги, инкрустированные драгоценными камнями… Был составлен протокол, и для вывоза драгоценностей к месту находки вызвали транспортную роту. Когда рота почти приблизилась к цели, внезапно налетели мессершмитты. От повторной бомбёжки погибли несколько человек, а клад вновь оказался засыпанным землёй. Один из раненых бойцов в больнице проговорился о кладе.
Если бы не материал из архива аномальных явлений, засвидетельствованный кладоискателем Мариковым В.А, эту историю можно бы было отнести к легендам. Далее, со слов Марикова В.А., в руки которого в 1952г. попала карта катакомб монастыря Сурб-Хач. Ее он купил у человека, видевшего клад своим глазами.
«В подтверждение своих слов он задрал рубаху. На его спине я увидел большой бурый шрам по форме напоминающий человеческую руку с непропорционально длинными пальцами.
-Зверь пометил меня- сказал продавец карты. – И теперь он преследует меня во снах. Двоим моим товарищам он оторвал голову, а меня вот только пометил. Он смотрит, через меня на мир - я нужен ему для этого.
Я был атеистом и не верил ни в какую чертовщину. Ночью, мы с двумя моими сподручными начали рыть яму в месте, где на карте значился засыпанный колодец-вход в катакомбы. Колодец находился метрах в трехстах от монастыря и был завален землей и оплавленными металлическими осколками. Без карты найти его было бы не возможно.
На глубине двух метров мы наткнулись на странный камень. Он походил на надгробную плиту и был весь испещрен незнакомыми нам знаками и символами. Под камнем был узкий лаз в катакомбы. Мы ели пролезли в него, причем его нельзя было расширить - лаз был выдолблен в очень прочной породе. Катакомбы были обрушены, но нам удалось пробиться через тырсяные кучи в указанном на карте направлении. Потом началось странное. Керосиновая лампа вдруг погасла. И я услышал крик. Что-то больно ударило меня в голову, и я потерял сознание. Когда пришел в себя мои товарищи были мертвы. Они были буквально разодраны на части. Везде была кровь и разбросанные части тел. Я рванул к выходу . Но у самого прохода застрял в очередном завале. Потом я увидел зверя. Уже наступило утро и в лаз просачивался свет. Очертаниями зверь походил на человека, он издавал низкие свистящие звуки и подходил ко мне.
Я услышал выстрел. Стреляли сзади из катакомб. Пуля пробила правую ногу и больше я ничего не помню. Очнулся далеко от входа в катакомбы. Нога была прострелена а в руках я сжимал серебряный кувшин украшенный замысловатой вязью. Потом, откуда - то появились военные и забрали меня. Мне инкриминировали кражу культурных ценностей и отправили в лагеря. Мне повезло, и я вернулся в Ростов уже в 1956 году.
Как я попал в то место? Кто стрелял? И откуда взялся кувшин - до сих пор не могу понять. Но еще раз спуститься в катакомбы не хочу и другим не советую.»
**
Вот такая неразгаданная тайна у ростовского монастыря Сурб-Хач.Недаром общепризнано (например, книга "Места силы на карте России"), что горы и холмы в своих недрах хранят еще необьяснимые события.Кто охраняет тайны монастыря, темные силы или светлые?
Древние храмы зачастую строились на особых местах, и под ними имелись пещеры, тоннели. На самом деле,когда прогуливаешься по территории монастыря, испытываешь особое чувство.Здесь уединенно, можно сказать малолюдно,несмотря на то,что теперь это не окраина города и немного тревожно.Хочется выйти побыстрей к людям!
0 comments:
Отправить комментарий