В 1779г. указом Екатерины II было организовано переселение из Крымского царства 12 тыс. армян и 18 тыс. греков в южнороссийские степи низовья р. Дон. Так в Ростовской области образовались г. Нахичевань (ныне Пролетарский р-н г. Ростова-на-Дону) и сёла Чалтырь, Крым, Султан-Салы, Большие Салы и Несветай.
Так в Ростовской области были построены 10 Армяно-григорианских церквей. Хотя это название и было введено в царской России, армянский народ называл их «Апостольская церковь Армении».
Теперь наши современники имеют возможность познакомиться с храмовыми сооружениями разнообразных конфессий в Ростове-на-Дону и области.
В частности, Армянская церковь — одна из древнейших христианских церквей, имеющая ряд существенных особенностей в догматике и обряде, отличающих её как от византийского православия, так и римского католицизма. Начиная с XI века, в вопросах иконопочитания Армянская церковь сходится с византийской традицией. Эта традиция нашла отпечаток и в храмовой архитектуре.
В Султан-Салах была построена армянская церковь. В официальных источниках нет точной даты ее возведения, ориентировочно, это середина 19 века. Теперь Церковь Сурб-Геворка (святого Георгия), расположенной на высоком берегу речушки Хавалы, протекающей по одноименной балки, некогда красивейшее сооружение, отличающее архитектурным стилем от христианский православных церквей, находится в разрушенном состоянии.
Но даже по плачевным остаткам былого величия можно увидеть элементы византийской архитектуры (звездчатое соединение между колоннами под сводом.
Местные жители помнят,что их церковь была построена почти 300лет назад.Гордятся этим, и говорят,что они сейчас ее посещают,т.к. другой в Султан-Салах нет. Ходят к каменному овальному кресту,который находиться в одной из ниш церкви разрушенной во время 2 - мировой войны. Рассказывают,что после того,как вернули крест в церковь, многие видели столб света, исходящий из разрушенного свода. "Значит церковь еще "живая", - сказала мне одна из местных жительниц, - жалко,что ее восстановить нельзя.Хотели реставрировать,но специалисты дали заключение,что стены не выдержат. Раствор тогда мешался на куриных яйцах и извести".
Рядом с церковью Сурб-Геворка находиться дом, построенный вместе с церквью (по визуальному сходству кирпича и кладки), который возможно был общежитейным корпусом для служителей церкви, как обычно принято в храмовых сооружениях. Парадоксально, но этот дом до сих пор обитаем, несмотря на свой нежилой вид.Его сдают под временные квартиры.С советские времена там была местная школа, а теперь местная Администрация не поддерживает его на должном уровне, поэтому он имеет вид некой "ночлежки",подобно пьесы М.Горького "На дне".
Жалко, что за ее восстановление еще не взялась армянская диаспора, несмотря на степень разрушения, даже настоящее состояние церкви и ее расположение притягивает взор проезжающих.
Следует отдать дань уважение местным жителям за почитание традиций. Внутри полностью разграбленного храма в нише находиться овальный барельеф с крестом – единственная храмовая ценность.
Вот такой прекрасный вид открывается от церкви на балку Хавалы и дорогу,ведущую в с. Султан-Салы.
6 comments:
Красота!!!
благодарю. рада,что понравилось.
Сколько раз проезжал мимо.все ни как не получалось сходить туда.после вашей позновательной истории обязательно загляну.
обязательно посетите, не пожалеете. спасибо,что заглянули
Очень красиво. Но у вас есть богатые армяне а почему деньги не вкладывают на восстановление церкви к примеру Вартанян Эдуард и житель села Ганджалян Армен (Первомайская 55), жалко им?? Небось молятся за здравие и забыли???
Думаю, богатых хватает. Почему не вкладывают? Наверно, менталитет у богатых не тот, что был некогда во времена Саввы Морозова и его современников. Нынешние богатые все под себя:))
Отправить комментарий